3.2.4. Проверка, анализ и оценка бюджетной и иной отчетности

3.2.4.1. Проверка и анализ бюджетной и иной отчетности (далее - отчетность) осуществляются для получения необходимой информации, позволяющей выразить определенное мнение на предмет ее достоверности.

Достоверность и, следовательно, ценность отчетности для пользователей информации характеризуется наличием следующих признаков:

соответствие целям формирования отчетности;

полнота отражения в отчетности всех активов, обязательств, доходов, расходов, источников финансирования деятельности и фактов хозяйственной жизни объекта финансового аудита (контроля) за отчетный период;

надежность содержащейся информации, отражающей экономическую суть событий (фактов);

нейтральность и объективность (непредвзятость);

понятность (ясность и всеобъемлющий характер, не представляющие возможности для различного толкования).

3.2.4.2. Анализ отчетности осуществляется также для выявления наличия и (или) отсутствия необходимых элементов отчетности, каких-либо противоречий между ее различными элементами, выявления любых неправомерных решений.

При анализе отчетности необходимо убедиться в том, что:

состав и формы отчетности соответствуют требованиям порядка ее составления, установленного законодательством Российской Федерации;

отчетность подтверждена данными бюджетного учета и материалами инвентаризации;

все элементы отчетности раскрыты в необходимом объеме и представлены надлежащим образом.

3.2.4.3. При анализе отчетности осуществляется контроль за правильностью переноса данных из регистров бюджетного учета в формы отчетности при их составлении с соблюдением порядка формирования отчетности, установленного законодательством Российской Федерации.

3.2.4.4. В процессе выполнения контрольных процедур на объекте финансового аудита (контроля), а также при оценке их результатов инспектор должен учитывать риск искажений в отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных недобросовестных действий сотрудников объекта финансового аудита (контроля).

Инспектор должен учитывать, что риск необнаружения существенного искажения в результате преднамеренных недобросовестных действий выше, чем риск необнаружения искажения в результате ошибки.

Ошибкой считается непреднамеренное искажение отчетности, включая неотражение какого-либо числового показателя и (или) нераскрытие какой-либо информации, в том числе:

неправильные действия при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась отчетность;

неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

несоблюдение принципов бюджетного учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию информации.

Искажения, являющиеся следствием преднамеренных недобросовестных действий, могут возникать в процессе составления, представления отчетности и (или) в результате недостоверного отражения в бюджетном учете активов и обязательств.

Преднамеренные недобросовестные действия могут быть направлены на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении отчетности считаются:

изменение записей в регистрах бюджетного учета и документов, на основании которых составляется отчетность;

неверное отражение информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни в регистрах бюджетного учета и (или) их преднамеренное исключение из отчетности;

нарушение принципов бухгалтерского учета.

Кроме того, при проведении проверки отчетности необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных недобросовестных действий помимо недостатков самих систем бюджетного учета и внутреннего финансового контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего финансового контроля могут указывать следующие обстоятельства:

попытки руководства объекта финансового аудита (контроля) создавать препятствия при проведении контрольного мероприятия;

задержки в предоставлении запрошенной информации;

необычные (нетиповые) финансовые и хозяйственные операции;

наличие документов, исправленных или составленных вручную при возможности их подготовки с использованием средств вычислительной техники;

наличие фактов хозяйственной жизни, которые не были отражены в бюджетном учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта финансового аудита (контроля) и другие.

3.2.4.5. Недостоверное отражение информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни может быть осуществлено различными способами, в том числе в целях сокрытия противоправных действий в сфере обращения с государственными средствами, инициирования оплаты объектом аудита (контроля) несуществующих товаров или услуг, совершения мнимых и притворных сделок и т.д. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами.

Инспектор при установлении фактов таких действий должен осуществлять контрольные процедуры таким образом, чтобы обеспечить уверенность в отсутствии существенных искажений отчетности, возникших вследствие преднамеренных недобросовестных действий.

3.2.4.6. При обнаружении искажений и выявлении признаков наличия преднамеренных действий, приводящих к искажению, инспектору необходимо провести дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.

При этом инспектор должен исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.

3.2.4.7. Если результаты дополнительных контрольных процедур указывают на наличие признаков преднамеренных действий, которые привели к искажению отчетности, а также содержащих признаки состава преступления и требующих принятия незамедлительных мер для безотлагательного пресечения противоправных действий, инспектор действует в соответствии с пунктом 6.1.3 стандарта СГА 101.