2.1. Содержание финансового аудита (контроля)

2.1.1. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности <1>, целевого использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности (далее - федеральные ресурсы) и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающих социально-экономическое развитие Российской Федерации (далее - иные ресурсы), проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.05.2023 N 5ПК)

--------------------------------

<1> Здесь и далее в тексте Стандарта, если не оговорено особо, под бюджетным учетом понимается бюджетный и бухгалтерский учет, который в соответствии с законодательством Российской Федерации ведут объекты аудита (контроля), указанные в статье 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", а под иной отчетностью - бухгалтерская (финансовая) и другая отчетность, составляемая указанными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета, об использовании федерального имущества и другими договорами (соглашениями).

При проведении финансового аудита (контроля) применяются методы осуществления контрольной деятельности Счетной палаты, такие как проверка (камеральная, выездная) и ревизия.

2.1.2. Задачами финансового аудита (контроля) являются:

проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

проверка целевого использования объектами аудита (контроля) средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также федеральной собственности <2> в пределах компетенции Счетной палаты;

--------------------------------

<2> Здесь и далее в тексте Стандарта, если не оговорено особо, под федеральной собственностью понимается недвижимое и движимое имущество, правом оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования и другими вещными правами на которое обладает объект аудита (контроля), включая земельные участки, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права), а также ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале.

проверка организации и ведения бюджетного учета, полноты, своевременности и достоверности отражения в бюджетном учете информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни;

проверка, анализ и оценка бюджетной и иной отчетности на предмет соответствия ее состава, форм, порядка составления и представления требованиям законодательства Российской Федерации, а также достоверности содержащейся в ней информации, отражающей экономическую суть событий (фактов), в том числе определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее - главный администратор бюджетных средств) <3>.

--------------------------------

<3> Здесь и далее в тексте Стандарта, если не оговорено особо, под главным администратором средств федерального бюджета понимается орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, наделенная в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочиями главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета и главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

2.1.3. Предметом финансового аудита (контроля) являются:

процессы формирования и использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также целевого использования федеральной собственности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;

организация и ведение бюджетного учета, формирование и представление бюджетной и иной отчетности;

финансовая и иная деятельность объекта аудита (контроля).

2.1.4. Объектами финансового аудита (контроля) являются:

федеральные государственные органы (в том числе их аппараты), органы государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации <4>, федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, хозяйственные товарищества и общества с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.05.2023 N 5ПК)

--------------------------------

<4> В части исполнения полномочий главного администратора бюджетных средств.

государственные органы субъектов Российской Федерации (в том числе их аппараты), органы местного самоуправления, иные объекты контроля - в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации";

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.05.2023 N 5ПК)

юридические лица (за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг - в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов (контрактов, договоров), заключенных с лицами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, и договоров, заключенных в целях исполнения таких государственных контрактов (контрактов, договоров), договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, а также в части использования ими средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.05.2023 N 5ПК)

юридические лица (за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта), получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов, - в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающие средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.05.2023 N 5ПК)

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами федерального бюджета, - в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

иные организации - в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.