3.3. Актуарные предположения

3.3.1. При выборе актуарных предположений актуарий должен учитывать цель проведения расчетов, требования законодательства Российской Федерации, применимых Международных стандартов финансовой отчетности, соответствующих стандартов актуарной деятельности, стандартов и правил саморегулируемых организаций актуариев и кодекса профессиональной этики актуария, установленного саморегулируемой организацией, членом которой является актуарий.

3.3.2. Актуарий должен обеспечить беспристрастность, непредвзятость и согласованность актуарных предположений между собой. Недопустима коррекция одного из актуарных предположений для компенсации недостатков другого независимого предположения. В частности, недопустима коррекция ставки дисконтирования в целях компенсации недостатков предположения в отношении будущих уровней смертности.

3.3.3. При выборе актуарных предположений актуарий должен учитывать характеристики методов и моделей, используемых при проведении актуарного оценивания. Актуарные предположения должны выбираться актуарием на основе анализа достаточного объема информации, отвечающей поставленной перед актуарием задаче.

3.3.4. Вопрос о составе и объеме информации, необходимой для формирования актуарных предположений, является предметом профессионального суждения актуария. В состав такой информации могут включаться:

- национальные или региональные демографические данные и прогнозы национальной статистической службы;

- финансовые и экономические прогнозы;

- исторические данные о динамике основных показателей объекта оценивания.

При этом актуарий должен выбирать источники информации с учетом их надежности.

3.3.5. При выборе актуарных предположений о ставке дисконтирования актуарию следует учитывать:

- ставки по финансовым инструментам при низком кредитном риске (например, ставки, основанные на кривых доходности надежных корпоративных или государственных облигаций);

- модели, используемые для определения ставок дисконтирования, включая исходные предположения и ограничения;

- интервал разумных альтернативных ставок дисконтирования.

Актуарию следует определять ставку дисконтирования с учетом ожидаемых комиссий и иных расходов, связанных с управлением активами.

Актуарию следует выбирать ставку дисконтирования, отражающую ожидания о доступной для негосударственного пенсионного фонда ставке вложения средств при низком кредитном риске с учетом инвестиционной политики, нормативных и других ограничений, а также с учетом практики инвестирования негосударственного пенсионного фонда.

Ставка дисконтирования определяется по состоянию на отчетную дату.

В актуарном заключении кроме ставки дисконтирования должна быть указана область ее применения, то есть определены денежные потоки, к которым она применяется, а также должно содержаться обоснование выбора ставки дисконтирования.

3.3.6. При выборе актуарных предположений об уровне смертности актуарию следует отдельно сделать предположения в отношении базового уровня смертности (уровень смертности, относящийся к периодам до отчетной даты) и в отношении будущих изменений уровня смертности. Актуарию следует отразить предположения об уровне смертности в актуарном заключении.

Предположения по базовому уровню смертности актуарию следует выбирать на основе исторических данных негосударственного пенсионного фонда. Помимо исторических данных негосударственного пенсионного фонда актуарий также, в том числе при недостаточной статистической значимости исторических данных негосударственного пенсионного фонда, может использовать статистические данные, полученные из других источников. В частности, могут использоваться таблицы смертности, публикуемые Федеральной службой государственной статистики, уполномоченными органами с учетом необходимых корректировок, отражающих специфические особенности состава участников (застрахованных лиц) негосударственного пенсионного фонда, такие как средние уровни пенсионных выплат, место жительства и род занятий участников (застрахованных лиц) негосударственного пенсионного фонда, и другие.

3.3.7. В состав актуарных предположений актуарий может включать, в частности, предположения: об индексации будущих выплат; о доле дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на увеличение будущих выплат; в отношении графика поступления пенсионных и страховых взносов; об объеме средств, направляемых в страховой резерв и резерв по обязательному пенсионному страхованию.

3.3.8. При выборе актуарных предположений об уровне расторжений договоров и возраста выхода на пенсию актуарию следует осуществлять выбор с учетом исторических данных негосударственного пенсионного фонда при условии их достаточности, а также условий расторжения договоров, ожидаемого размера выплат, возраста участника или застрахованного лица, срока с момента заключения договора.

3.3.9. При выборе актуарных предположений актуарий должен принимать во внимание гарантии, установленные законодательством, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, документами негосударственного пенсионного фонда, договорами негосударственного пенсионного обеспечения. К таким гарантиям могут относиться, в частности, гарантии повышения размеров (индексации) назначенных негосударственных пенсий, гарантии в отношении начисления дохода.

3.3.10. При выборе актуарных предположений актуарий должен учитывать возможность предоставления негарантированных выгод, в частности:

- предыдущие факты предоставления негарантированных выгод;

- существующую политику в отношении принятия решений в части предоставления негарантированных выгод.

В актуарном заключении актуарию следует указать, в какой степени предположения учитывают прошлую практику предоставления негарантированных выгод и информацию в отношении решений в части негарантированных выгод в будущем. Информация в отношении решений в части предоставления негарантированных выгод в будущем может включать мнение органа, обладающего правом решения, будут ли предоставляться такие выгоды.

3.3.11. При моделировании денежных потоков сопутствующих поступлений и выплат денежных средств, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения и (или) обязательного пенсионного страхования в целях выбора актуарных предположений об уровне расходов, которые должен нести негосударственный пенсионный фонд для выполнения своих обязательств перед участниками, вкладчиками и застрахованными лицами, и прочих необходимых расходов актуарию следует учитывать исторические данные негосударственного пенсионного фонда. Кроме того, актуарию следует сделать предположение относительно изменений данных расходов в будущем.