Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения (далее - методические рекомендации), разработаны в целях реализации пункта 13 плана перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р (далее соответственно - распоряжение, План перехода), а также во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. N АД-П10-2209, от 26 июня 2018 г. N МА-П10-3673.

2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи государственным компаниям при переходе на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.

3. Под государственными компаниями в рамках настоящих методических рекомендаций понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации) (далее - государственные компании), в том числе:

(в ред. Приказа Минкомсвязи России от 18.04.2019 N 156)

(см. текст в предыдущей редакции)

акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в совокупности превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации), в том числе акционерные общества, включенные в приложение 1 специального перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 91-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 377), в уставных капиталах которых доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации), а также их дочерние организации, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия указанных акционерных обществ превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации);

(в ред. Приказа Минкомсвязи России от 18.04.2019 N 156)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральные государственные унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные предприятия (далее - государственное предприятие);

федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия (далее - казенное предприятие);

бюджетные учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

государственные корпорации;

иные хозяйственные общества, а также их дочерние общества, в том числе созданные в соответствии с указами Президента Российской Федерации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации).

(в ред. Приказа Минкомсвязи России от 18.04.2019 N 156)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В соответствии с законодательством Российской Федерации <1> под программным обеспечением, происходящим из Российской Федерации (далее - отечественное программное обеспечение), понимаются программы для электронных вычислительных машин или базы данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения).

--------------------------------

<1> Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства РФ, 23.11.2015, N 47, ст. 6600).

5. В соответствии с законодательством Российской Федерации <2> под программным обеспечением, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - евразийское программное обеспечение), понимаются программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - единый реестр евразийского программного обеспечения).

--------------------------------

<2> Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства РФ, 23.11.2015, N 47, ст. 6600).

6. В соответствии с законодательством Российской Федерации <3> к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

--------------------------------

<3> Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2062).

Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого программного обеспечения и клиентского программного обеспечения. Офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2062).

7. Офисное программное обеспечение обеспечивает работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа (далее - автоматизированное рабочее место пользователей) и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 4 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2062).

8. Переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения рекомендуется осуществлять в отношении классов программ для электронных вычислительных машин и баз данных, перечень которых установлен приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

(п. 8 в ред. Приказа Минцифры России от 10.09.2021 N 946)

(см. текст в предыдущей редакции)

9 - 10. Исключены. - Приказ Минкомсвязи России от 18.04.2019 N 156.

(см. текст в предыдущей редакции)