Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Планирование перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения

III. Планирование перехода на преимущественное использование

отечественного программного обеспечения, в том числе

отечественного офисного программного обеспечения

17. Планирование перехода государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять на основе планов мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемых государственной компанией (далее - План мероприятий).

18. План мероприятий рекомендуется сформировать и утвердить на период 2018 - 2021 годов.

19. Утвержденные государственными компаниями Планы мероприятий, не содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется размещать на официальном сайте государственной компании в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

20. Подготовку и утверждение Планов мероприятий, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется осуществлять с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны или иной информации ограниченного доступа.

21. В План мероприятий рекомендуется включать:

а) организационно-технические мероприятия, направленные на организацию работы по обеспечению перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, с указанием для каждого организационно-технического мероприятия срока реализации, сведений об ответственных подразделениях и их руководителях, а также планируемые к достижению результаты;

б) сведения о планируемых финансовых ресурсах с указанием сроков, объемов и источников финансирования, необходимых для эффективной реализации определяемых организационно-технических мероприятий и достижения устанавливаемых целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;

в) целевые показатели и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, сформированные с учетом настоящих методических рекомендаций на планируемый период в отношении каждого класса (типа) программного обеспечения, а также в отношении доли закупаемого государственной компанией отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого государственной компанией программного обеспечения.

22. При описании результатов реализации организационно-технических мероприятий могут быть использованы качественные и количественные индикаторы и показатели. При формировании целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения рекомендуется использовать количественные показатели, сформированные в числовом и (или) процентном выражении.

23. В целях обеспечения эффективного планирования в части организационно-технических мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, и установления целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, государственным компаниям рекомендуется, в том числе:

а) провести обследование существующей информационно-технологической инфраструктуры, в том числе прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем и иных компонентов программной инфраструктуры, используемой государственной компанией. Сформировать перечень используемых автоматизированных информационных систем и иных компонентов программной инфраструктуры.

б) на основе проведенного обследования существующей информационно-технологической инфраструктуры определить текущие показатели и характеристики использования программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в том числе сформировать перечень такого программного обеспечения, а также определить текущие показатели и характеристики использования программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;

в) провести анализ требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к функционированию различных классов (типов) программного обеспечения, в том числе функциональных требований и требований по обеспечению информационной безопасности;

г) провести анализ сведений о программном обеспечении, включенном в единый реестр российского программного обеспечения, определить перечень потенциальных отечественных программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализующих функции соответствующего программного обеспечения, для дальнейшего перехода на преимущественное его использование в своей деятельности;

д) провести анализ текущих сроков амортизации используемых государственной компанией на момент планирования персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, абонентских устройств радиоподвижной связи, программно-аппаратных комплексов, в том числе серверного и иного технологического оборудования, иных средств вычислительной техники и периферийных устройств, а также провести оценку совместимости отечественного программного обеспечения с указанным оборудованием и программно-аппаратными комплексами;

е) провести анализ срока действия прав на использование программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, и сроков полезного использования нематериальных активов в отношении используемого на момент планирования программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения;

ж) провести анализ прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем и иных программных компонентов, используемых государственной компанией, в том числе в части касающейся:

применяемых технологий обработки данных, в том числе электронных документов, отчетных и иных форм, форматов и расширений электронных документов;

совместимости с различными классами (типами) отечественного программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;

определения на основе проведенного анализа факторов и барьеров, препятствующих на момент планирования переходу на использование отечественного программного обеспечения (для соответствующих классов (типов) программного обеспечения);

оценки необходимости и объемов доработки прикладного программного обеспечения с целью обеспечения совместимости с отечественным программным обеспечением.

з) определить требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам (типам) программного обеспечения (для каждого класса (типа) программного обеспечения) со стороны прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем.

и) сформировать перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, а также на обеспечение совместимости прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, используемых государственной компанией, с отечественным программным обеспечением, в том числе отечественным офисным программным обеспечением.

к) в части офисного программного обеспечения сформировать функциональную классификацию автоматизированных рабочих мест работников государственной компании и требования к ним в соответствии с установленными в государственной компании должностными функциональными обязанностями работников государственной компании, требования к офисному программному обеспечению на основе применения дифференцированного подхода с учетом сформированной функциональной классификации автоматизированных рабочих мест и функциональных требований, предъявляемых прикладным программным обеспечением автоматизированных информационных систем.

л) сформировать требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к персональным электронным вычислительным машинам, устройствам терминального доступа, абонентским устройствам радиоподвижной связи, программно-аппаратным комплексам, в том числе серверному и иному технологическому оборудованию, иным средствам вычислительной техники и периферийным устройствам, планируемым к закупке в последующие периоды с учетом необходимости обеспечения совместимости с отечественным программным обеспечением.

м) провести анализ существующих планов закупки программного обеспечения, в том числе закупки прав на использование программного обеспечения и закупки технической поддержки (обновлений) программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, на последующие периоды, и провести их корректировку с учетом задач по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, и формируемой системы целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.

н) провести оценку требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.

24. В случае использования государственной компанией программного обеспечения, исключительное право на которое принадлежит указанной государственной компании, и сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, но соответствующего требованиям, установленным в Правилах формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", государственным компаниям рекомендуется осуществить мероприятия по включению указанного программного обеспечения в единый реестр российского программного обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

25. В случае, если в едином реестре российского программного обеспечения или едином реестре евразийского программного обеспечения отсутствует программное обеспечение соответствующего класса (типа), являющееся аналогом иностранного программного обеспечения, государственным компаниям рекомендуется проработать вопрос о замене проприетарного иностранного программного обеспечения путем перехода на использование соответствующего свободного программного обеспечения, соответствующего следующим требованиям:

а) может быть установлено и использовано на всей территории Российской Федерации;

б) обеспечено гарантийной и технической поддержкой со стороны российских компаний, не находящихся под контролем иностранных юридических и физических лиц;

в) не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа;

г) позволяет осуществлять его модернизацию силами российских компаний, не находящихся под контролем иностранных юридических или физических лиц, на территории Российской Федерации;

д) не осуществляет несанкционированную передачу информации, включая технологическую, в том числе производителю программного обеспечения и оборудования.

26. При планировании государственной компанией перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, государственным компаниям также рекомендуется предусмотреть мероприятия, в том числе по:

разработке долгосрочной стратегии (концепции) импортозамещения программного обеспечения;

совершенствованию правил и требований к закупкам товаров, работ, услуг, предусмотрев в них положения, направленные на обеспечение соответствия процессов планирования и формирования требований, предъявляемых к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам товаров, работ, услуг, плану мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения и установленным целевым показателям и соответствующим им значениям индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;

совершенствованию внутрикорпоративных организационных, технических и технологических стандартов, предусмотрев в них положения, связанные с использованием отечественного программного обеспечения;

формированию перечня программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, подлежащего замещению в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также перечня программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, обеспечивающего замещение указанного иностранного программного обеспечения;

уточнению в 2018 году используемых государственной компанией программно-технических решений при необходимости модернизации прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры в связи с переходом на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;

модернизации прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, используемых государственными компаниями, для обеспечения взаимодействия и совместимости указанного прикладного программного обеспечения с отечественным программным обеспечением, в том числе с отечественным офисным программным обеспечением;

тестированию, апробации и пилотному внедрению на объектах организации в 2018 году отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;

заключению среднесрочных и долгосрочных договоров с отечественными производителями программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;

формированию предложений по совершенствованию программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, исходя из технических и функциональных требований, предъявляемых государственной компанией, обеспечению взаимодействия с отечественными производителями программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, в том числе в рамках проводимых государственной компанией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с импортозамещением программного обеспечения;

разработке плана реагирования и ускоренной замены иностранного программного обеспечения на случай введения ограничений или запрета на закупки и использование иностранного программного обеспечения, в том числе на закупки услуг, связанных с оказанием технической поддержки иностранного программного обеспечения, обеспечив при этом проработку состава иностранного программного обеспечения, требующего ускоренной замены на отечественное программное обеспечение, сроков возможной замены такого программного обеспечения, а также определение объемов и источников финансирования ускоренной замены иностранного программного обеспечения на отечественные аналоги.

27. Государственным компаниям рекомендуется при создании (проектировании) новых информационных систем и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры применять программы для электронных вычислительных машин и баз данных, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения и (или) в единый реестр евразийского программного обеспечения.

28. Рекомендуемая форма плана мероприятий перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, на период 2018 - 2021 годы, а также рекомендованные показатели и соответствующие им индикаторы эффективности перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, приведены в приложении N 1 к методическим рекомендациям.