Поддержка развития инновационных территориальных кластеров отнесена к приоритетам государственной политики социально-экономического развития страны в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией инновационного развития на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. (протокол от 22 ноября 2011 г. N Пр-3484ГС, подпункт "в" пункта 2), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. N 1, подпункт "б" пункта 6 раздела I) был утвержден перечень инновационных кластеров (далее - Перечень) (поручение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. N ДМ-П8-5060), который состоял из кластеров, характеризующихся сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территориях предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.
Исходя из этого, государственная поддержка реализации региональных программ развития инновационных кластеров была предусмотрена в рамках основного мероприятия 5.8 "Поддержка регионов - инновационных лидеров" подпрограммы "Стимулирование инноваций" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Результатами развития инновационных территориальных кластеров стал опережающей рост выпуска промышленной продукции и интеллектуальных услуг, высокие темпы создания и модернизации рабочих мест, масштабов проведения исследований и разработок.
В целях дальнейшего повышения результативности использования потенциала инновационных территориальных кластеров как одного из ведущих инструментов развития территории, увеличения эффективности поддержки предпринимательской деятельности и встраивания российских предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости, Минэкономразвития России был разработан приоритетный проект "Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня", реализуемый в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27 июня 2016 г. N 400, в соответствии с принципами и подходами проектного управления.
Проект нацелен на обеспечение опережающих темпов экономического роста за счет достижения мирового уровня эффективности механизмов поддержки предпринимательской деятельности, результативного встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.
Приоритетными направлениями развития кластеров являются: развитие технологического лидерства, обеспечение мирового уровня эффективности системы коммерциализации технологий, поддержка быстрорастущих компаний среднего бизнеса - "газелей", содействие модернизации якорных предприятий, настройка системы образования под потребности организаций кластеров.
Руководством регионов - участников проекта утверждены стратегии развития кластеров, подготовленные с учетом методических материалов Минэкономразвития России, а также перечни контрольных событий по их реализации.
Данные кластеры специализируются в областях газо- и нефтехимии, авиакосмических, информационных и телекоммуникационных технологий, биотехнологий и медицинских технологий, автомобилестроения, станкостроения, разработки и производства новых материалов, энергоэффективной светотехники, волоконной оптики и оптоэлектроники, ядерных и радиационных технологий, новых производственных технологий.
Деятельность кластеров - участников проекта направлена на опережающий рост предприятий высокотехнологичных отраслей, реализацию проектов высокотехнологичного экспорта и импортозамещения на основе достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности, эффективности поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.
Объем инвестиций, привлеченных из внебюджетных источников кластерами в период 2016 - 2020 годов должен составить 1,1 трлн. рублей, должно быть создано или модернизировано 170 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, создано не менее 1,6 тысяч высокотехнологичных и инновационных компаний - стартапов, суммарный объем экспорта несырьевой продукции участников кластера должен превысить 34 млрд. долларов США, объем кооперационных исследовательских работ, выполненных в рамках кластеров - превысить 94 млрд. рублей.
Данный проектный подход сформирован, в том числе, с учетом международного опыта, который показывает, что в подавляющем большинстве случаев программы поддержки кластеров носят долгосрочный характер - от 5 до 10 лет, и именно это признается одним из ключевых факторов успешности реализации государственной кластерной политики.
Каждый кластер в рамках представленной в составе заявки стратегии развития сформировал несколько комплексных "якорных" проектов, характеризующихся мультипликативным эффектом и потенциалом существенного роста инвестиционной привлекательности кластера и выхода на мировые быстрорастущие рынки.
Предполагается обеспечить максимальную интеграцию стратегий развития инновационных территориальных кластеров с ключевыми государственными проектами в сфере развития высоких технологий и привлечения инвестиций: Национальной технологической инициативой (НТИ), программой развития университетов "5 в 100", приоритетного проекта Правительства Российской Федерации "Вузы как центры пространства создания инноваций", формирования экстерриториальной инфраструктуры Фонда "Сколково" и территорий с особым налоговым режимом вблизи ведущих университетов (по модели "Технологической долины"), развития ТОЭСР.
Между Минэкономразвития России и 12 инновационными кластерами заключены соглашения о поддержке развития кластеров.
Стоит также отметить, что в рамках реализуемых стратегий развития инновационных кластеров каждый кластер сформировал несколько комплексных "якорных" проектов, характеризующихся мультипликативным эффектом и потенциалом существенного роста инвестиционной привлекательности кластера и выхода на мировые быстрорастущие рынки.
Большинство инновационных территориальных кластеров уже активно вовлечены в работу по НТИ.
В целом отмечен интерес инновационных территориальных кластеров к участию в исследованиях и разработках проектов НТИ, в продвижении своей продукции ее участникам, в участии в образовательных программах и совместной подготовке кадров и управлении талантами, а также в содействии коммуникации между основными игроками на арене инновационного преобразования российской экономики. В дополнение к этому многие проекты и НИОКР, уже реализуемые в инновационных территориальных кластерах, имеют прямое отношение к выделенным в НТИ направлениям.
В рамках приоритетного проекта "Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня" ведущие инновационные кластеры планируют максимально активное участие в подготовке и реализации "дорожных карт" НТИ, учитывая важность объединения усилий для совместного конструирования будущего рынков высоких технологий.
Учитывая накопленный потенциал и организационный опыт инновационных территориальных кластеров, их вовлечение в реализацию НТИ станет одной из действенных мер по обеспечению конкурентных позиций российских компаний, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, на глобальных технологических рынках, ускоренного наращивания масштабов их деятельности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей