IV. Ключевые параметры создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров

IV. Ключевые параметры создания и функционирования системы

маркировки и прослеживаемости товаров

Координатором создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, осуществляющее:

функции публичного партнера в случае заключения соглашений о государственно-частном партнерстве в целях создания государственной информационной системы и иных объектов, предназначенных для обеспечения маркировки и прослеживаемости движения товаров (далее - соглашение о государственно-частном партнерстве);

формирование совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование оборота отдельных категорий товаров, технического задания на государственную информационную систему, а также требований к приемке государственной информационной системы в эксплуатацию;

координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров в части проектов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации в Российской Федерации;

нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих при маркировке товаров средствами идентификации, а также формирование правовых основ маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации;

мониторинг оборота маркированных товаров по тем категориям товаров, регулирование оборота которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

разработку совместно с отраслевыми ассоциациями (союзами) и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений о расширении перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, о показателях эффективности проектов по маркировке товаров средствами идентификации, о правилах маркировки товаров средствами идентификации, распространяющихся на все группы товаров, а также о порядке информационного взаимодействия участников информационного обмена в рамках системы маркировки и прослеживаемости товаров;

разработку технических требований к маркировке товаров средствами идентификации на предмет обеспечения непротиворечивости требованиям, устанавливаемым Соглашением Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле.

Функциональными заказчиками, формирующими функциональные требования к государственной информационной системе, являются федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственную политику в сфере оборота отдельных товарных групп, которые осуществляют:

нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих при маркировке товаров, оборот которых они регулируют;

мониторинг оборота маркированных товаров по категориям товаров, регулирование оборота которых они осуществляют;

формирование требований к отраслевым компонентам государственной информационной системы по соответствующим товарным группам, а также участие в их приемке в эксплуатацию;

подготовку и направление (на основе анализа текущей ситуации в отрасли, оценок бизнес-сообщества) Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (координатору) предложений о необходимости введения в отношении товарной группы требований об обязательной маркировке средствами идентификации, установлении ключевых показателей эффективности введения указанных требований в отношении рассматриваемой товарной группы, установлении особенностей правил маркировки средствами идентификации для отдельных товаров с учетом их специфики, особенностей товарооборота и жизненного цикла, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере оборота отдельных товаров;

обеспечение взаимодействия информационных систем, операторами которых являются функциональные заказчики, с государственной информационной системой.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает нормативное регулирование оборота данных, согласование технических требований к государственной информационной системе, интероперабельность государственной информационной системы с иными отраслевыми государственными информационными системами и интегрированной информационной системой Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров средствами идентификации, принимает участие в приемке в эксплуатацию государственной информационной системы путем оценки и контроля соблюдения технических требований к ней, а также обеспечивает контроль соблюдения указанных технических требований на этапе эксплуатации государственной информационной системы.

В качестве оператора государственной информационной системы может выступать федеральный орган исполнительной власти или частный партнер на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, которые осуществляют:

создание, развитие, модернизацию, техническое обслуживание и эксплуатацию государственной информационной системы, обеспечивающей централизованную генерацию кодов маркировки с использованием российских криптографических технологий, их учет и проверку (в том числе с применением контрольно-кассовой техники), а также сбор, хранение, накопление и передачу данных для осуществления федеральными органами исполнительной власти прослеживаемости движения товаров и мониторинга оборота маркированных товаров;

обеспечение бесперебойного функционирования государственной информационной системы;

обеспечение консультационной, методологической и технической поддержки участников оборота товаров;

взаимодействие с отраслевыми ассоциациями (союзами) участников оборота товаров;

оснащение на безвозмездной основе государственных и муниципальных медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, устройствами регистрации выбытия товаров из оборота со встроенными модулями обеспечения криптографической защиты информации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Решения об оснащении устройствами регистрации выбытия товаров иных организаций на безвозмездной основе могут быть приняты по договоренности сторон;

оснащение производителей и импортеров товаров, для которых осуществляется генерация кода маркировки, программно-аппаратными средствами для обеспечения информационной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, на безвозмездной основе;

интеграцию государственной информационной системы с информационными системами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с национальной системой управления данными, создание которой предусмотрено в рамках национальной программы "Цифровая экономика", и информационными системами участников оборота товаров в соответствии с требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";

обучение участников оборота товаров работе со средствами идентификации в системе маркировки и прослеживаемости товаров (включая государственную информационную систему), в том числе с использованием программного обеспечения третьих лиц;

осуществление на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, доступа федеральных органов исполнительной власти к информации о движении маркированных товаров, а также к агрегированной информации о движении таких товаров, содержащейся в системе маркировки;

оказание при необходимости аналитических услуг федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в сфере прослеживаемости отдельных групп товаров и осуществляющим мониторинг оборота маркированных товаров, оператором системы маркировки на возмездной основе по тарифам, размер которых определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Органы государственного контроля и надзора (контрольные органы), являющиеся ключевыми пользователями информации, содержащейся в государственной информационной системе, осуществляют:

мониторинг оборота маркированных товаров на всех этапах - от ввода товара в оборот до его вывода из оборота;

контроль уничтожения изъятых из оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на которые в нарушение требований законодательства Российской Федерации не нанесены обязательные средства идентификации, а также средств их производства;

обеспечение взаимодействия информационных систем, операторами которых являются органы государственного контроля и надзора (контрольные органы), с государственной информационной системой посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с национальной системой управления данными, создание которой предусмотрено в рамках национальной программы "Цифровая экономика".

Участники оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, осуществляют:

маркировку товаров средствами идентификации и передачу соответствующих сведений в государственную информационную систему в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

направление в государственную информационную систему сведений об обороте маркированных товаров (в том числе посредством систем электронного документооборота), а также сведений о выбытии из оборота маркированных товаров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

оснащение производственных мощностей оборудованием для нанесения средств идентификации на товары и устройствами технического зрения для верификации нанесенных средств идентификации на товары и агрегации товаров в групповые и (или) транспортные упаковки.