IV. Особенности деятельности и обеспечения образовательной организации МЧС России
67. Образовательные организации МЧС России осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России, своим уставом.
68. Главными задачами образовательной организации МЧС России являются:
подготовка квалифицированных кадров для МЧС России;
подготовка научных и научно-педагогических кадров;
осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов;
организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований;
формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу, гордости за выбранную профессию и принадлежности к МЧС России;
удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения соответствующего уровня образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствующей области профессиональной деятельности;
организация и проведение работы по профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в образовательные организации МЧС России.
69. Образовательные организации МЧС России осуществляют подготовку специалистов для федеральных органов исполнительной власти, и иностранных государств в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
70. Структура образовательной организации МЧС России включает: управление, филиалы, институты, центры, факультеты, кафедры, циклы, научные (научно-исследовательские), методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, подразделения слушателей (курсантов), подразделения дополнительного профессионального образования, подразделения обеспечения образовательного процесса, учебные полигоны, учебные базы практики, библиотеки, музеи, общежития, другие структурные подразделения, необходимые для обеспечения деятельности образовательной организации МЧС России.
71. Личный состав образовательной организации МЧС России разграничивается на постоянный состав и переменный состав.
72. К постоянному составу образовательной организации МЧС России относятся: руководящий состав, научно-педагогические работники, а также инженерно-технический, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный, медицинский и иной персонал, осуществляющий вспомогательные функции.
Постоянный состав образовательной организации МЧС России комплектуется сотрудниками, военнослужащими, и гражданским персоналом МЧС России.
73. К руководящему составу образовательной организации МЧС России относятся сотрудники, военнослужащие и лица гражданского персонала МЧС России, занимающие должности начальника образовательной организации МЧС России (филиала), заместителей (помощников) начальника образовательной организации МЧС России, начальников институтов, факультетов, начальников (заместителей начальников) центров (отделов, отделений), подразделений слушателей (курсантов).
74. К научно-педагогическим работникам относятся преподавательский состав и научные работники.
К преподавательскому составу образовательной организации МЧС России относятся:
Сотрудники, военнослужащие, занимающие должности начальников академий, университетов, институтов, начальников факультетов, начальников кафедр, заместителей начальников кафедр, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей;
лица гражданского персонала МЧС России, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и аспирантов.
По решению ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России учебная нагрузка между лицами преподавательского состава может перераспределяться с учетом объема их методической и научной (научно-исследовательской) деятельности.
К научным работникам образовательной организации МЧС России относятся сотрудники, военнослужащие, и лица гражданского персонала МЧС России, занимающие должности начальников и заместителей начальников научно-исследовательских, научно-практических и научно-вычислительных центров, управлений, отделов, лабораторий, а также должности главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников и младших научных сотрудников.
По решению ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России научные работники могут проводить учебные занятия.
75. Начальники подразделений слушателей (курсантов) являются прямыми начальниками подчиненных слушателей и курсантов.
Должности начальников факультетов, курсов, курсовых офицеров подразделений слушателей (курсантов) комплектуются офицерами с высшим образованием, с учетом профиля данной образовательной организации МЧС России и, как правило, имеющими опыт службы в подразделениях МЧС России.
76. Прием на работу лиц гражданского персонала МЧС России для замещения должностей, не относящихся к руководящему составу, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России, содержащими нормы трудового права.
77. Дополнительное профессиональное образование постоянного состава образовательных организаций МЧС России осуществляется на непрерывной основе. Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
78. Дополнительное профессиональное образование профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МЧС России осуществляется по программам профессиональной переподготовки и (или) программам повышения квалификации в соответствии с профилем педагогической деятельности.
79. Лица, впервые назначенные на должности преподавателей и не проходившие обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре), в течение первого года после назначения на должность направляются на обучение по программам профессиональной переподготовки, обеспечивающим получение ими компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы.
На кафедрах для лиц, впервые назначенных на должности преподавателей, разрабатывается план их профессионального становления, рассчитанный на два года. По решению начальника кафедры для оказания им помощи в профессиональном становлении назначаются руководители из числа наиболее подготовленных преподавателей кафедры.
80. В образовательной организации МЧС России профессиональную переподготовку и повышение квалификации постоянного состава организует учебно-методический центр (учебный отдел).
На основе предложений структурных подразделений образовательной организации МЧС России разрабатывается план профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава на календарный год и плановый период на последующие два года.
81. Повышение квалификации профессорско-преподавательского и руководящего состава образовательных организаций МЧС России осуществляется в целях изучения и обмена опытом деятельности территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований и других организаций МЧС России и направлено на формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Повышение квалификации профессорско-преподавательского и руководящего состава является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства.
82. Планирование, организацию и проведение переподготовки, повышения квалификации (стажировки) профессорско-преподавательского и руководящего состава осуществляют кадровые подразделения совместно с руководителями структурных подразделений образовательной организации МЧС России в соответствии с перспективным (пятилетним) планом, годовым план-графиком, годовым комплексным планом образовательной организации и нормативными правовыми актами МЧС России.
На основе предложений структурных подразделений образовательной организации МЧС России разрабатывается план профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава на календарный год и плановый период на последующие два года.
83. Перспективный план повышения квалификации профессорско-преподавательского и руководящего состава разрабатывается на пять лет, обсуждается на заседаниях структурных подразделений и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.
В случае необходимости в перспективный план повышения квалификации вносятся изменения или дополнения, которые обсуждаются на заседании структурных подразделений и утверждается начальником образовательной организации МЧС России до начала семестра (учебного года).
Реализация перспективного плана осуществляется через разрабатываемый годовой план-график. Внесение запланированных мест и времени повышения квалификации отражаются в планах работы структурных подразделений и индивидуальных планах профессорско-преподавательского и начальствующего состава.
84. Кадровые подразделения ведут учет (пофамильные списки) профессорско-преподавательского и руководящего состава, подлежащих направлению на повышение квалификации (стажировку), организуют на основе анализа направление профессорско-преподавательского и руководящего состава на обучение в соответствии с перспективным (пятилетним) и годовым комплексным планом образовательной организации МЧС России, нормативными правовыми актами МЧС России.
85. Профессиональная (методическая) подготовка профессорско-преподавательского и руководящего состава является составной частью образовательной деятельности образовательной организации МЧС России и представляет собой непрерывный и планомерный процесс обучения (самообучения), направленный на повышение эффективности и качества исполнения ими функциональных обязанностей.
Она осуществляется с учетом профиля и особенности деятельности кафедр и факультетов, а также задач, стоящих перед образовательные организации МЧС России в целом, и связанных, в основном, с реконструкцией и модернизацией системы высшего образования, регулярной аттестацией и аккредитацией образовательной организации МЧС России.
86. Профессиональная подготовка организуется и проводится на кафедрах, а по наиболее общим и важным вопросам - на факультетах и в образовательной организации МЧС России, в целом. Объем профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и руководящего состава образовательной организации МЧС России может составлять до 60 часов в год, но не менее 4 часов в месяц.
87. Основными организационно-планирующими документами профессиональной подготовки в образовательной организации МЧС России являются: приказ начальника образовательной организации МЧС России по организации профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и руководящего состава образовательной организации МЧС России на учебный год, соответствующие программы, тематические планы и расписания занятий, разрабатываемые на факультетах и кафедрах.
88. К переменному составу образовательной организации МЧС России относятся докторанты, адъюнкты (аспиранты), слушатели, курсанты и студенты.
Докторантами являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Адъюнктами (аспирантами) являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), имеющие высшее образование (специалиста или магистратура), обучающиеся в адъюнктуре (аспирантуре) по программе подготовки научно-педагогических кадров.
Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций МЧС России. Слушателями являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в образовательной организации МЧС России.
Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и начальствующего состава, обучающиеся в образовательных организациях МЧС России.
89. В рамках образовательной деятельности в образовательной организации МЧС России организуется и осуществляется воспитательная работа с личным составом.
Задачами воспитательной работы в образовательной организации МЧС России являются формирование и развитие у постоянного и переменного состава:
чувства патриотизма, дисциплинированности и исполнительности, неукоснительному соблюдению требований Кодекса чести сотрудника МЧС России;
трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью;
общей культуры и высоких морально-нравственных качеств;
антикоррупционного мировоззрения.
Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса, совместной образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и других видов деятельности постоянного и переменного состава образовательной организации МЧС России.
Организация воспитательной работы в образовательной организации МЧС России включает:
согласованную практическую работу всех должностных лиц образовательной организации МЧС России на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач;
изучение и анализ уровня воспитанности постоянного и переменного состава;
анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы, подготовке предложений по ее совершенствованию;
систематическое обучение должностных лиц образовательной организации МЧС России практике воспитательной работы.
Воспитательная работа планируется, организуется и проводится под руководством начальника образовательной организации МЧС России.
Непосредственная организация и проведение воспитательной работы возлагаются на заместителя начальника образовательной организации МЧС России по работе с личным составом.
Ученый совет (совет) образовательной организации МЧС России не реже одного раза в год анализирует состояние воспитательной работы в образовательной организации МЧС России (филиале), вырабатывает предложения его начальнику, начальникам факультетов, кафедр, отделов по ее совершенствованию, координирует образовательную и методическую деятельность, проводимую в интересах воспитания личного состава.
Командиры подразделений слушателей (курсантов) непосредственно организуют воспитательную работу и повседневно осуществляют проведение воспитательной работы с обучающимися с учетом их способностей, склонностей и увлечений, а также взаимодействие по вопросам воспитания с отделом (отделением) по работе с личным составом образовательной организации МЧС России, кафедрами.
Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и дисциплины подводятся:
в образовательной организации МЧС России (филиале) - за семестр и учебный год;
на факультете - ежемесячно и за семестр;
90. Обеспечение образовательной деятельности образовательной организации МЧС России осуществляется с учетом уровня, вида и направленности реализуемых основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, формы обучения.
Образовательная деятельность образовательной организации МЧС России обеспечивается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МЧС России и государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями.
В целях реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в образовательной организации МЧС России создается учебно-материальная база.
Образовательные организации МЧС России, реализующие программы высшего образования, должны располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренные учебными планами образовательной организации МЧС России, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
91. Учебно-материальная база образовательной организации МЧС России представляет комплекс учебных, административных и социально-бытовых объектов, материальных и технических средств, включающих учебные, учебно-вспомогательные и административные помещения, библиотеки, читальные залы, электронно-библиотечные системы, загородные учебные базы, спортивные сооружения, лабораторное оборудование, тренажерные комплексы, специальную технику и технические средства обучения, транспортные средства.
92. Количество лекционных залов, учебных аудиторий, необходимых для обеспечения учебного процесса в образовательной организации МЧС России, определяется численностью обучающихся по всем формам обучения, количеством лекционных потоков, учебных групп, формами организации самостоятельной работы обучающихся, а также потребностью в помещениях для проведения специальных видов занятий и должна соответствовать лицензионным требованиям.
93. Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе МЧС России, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
94. Реализация образовательных программ высшего образования должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки к сети "Интернет", к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) образовательной программы.
95. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными образовательными организациями высшего образования, а также с иными организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности.
96. В образовательной организации МЧС России должна быть возможность одновременного использования одной или нескольких сторонних электронно-библиотечной системы.
97. Обеспечение образовательной организации МЧС России специальной техникой, учебно-лабораторным оборудованием и имуществом осуществляется в соответствии с действующими нормами положенности.
98. Развитие и совершенствование учебно-материальной базы осуществляется в соответствии с новыми научно-техническими достижениями.
99. Развитие и совершенствование учебно-материальной базы образовательной организации МЧС России предусматривается в соответствующих разделах планов работы всех его подразделений.
100. Разработку плана развития и совершенствования учебно-материальной базы образовательной организации МЧС России организует начальник образовательной организации МЧС России.
101. Управление образовательной организацией МЧС России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России и уставом образовательной организации МЧС России на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
102. Начальник образовательной организации МЧС России непосредственно организует и осуществляет управление образовательной организацией МЧС России и отвечает за состояние и деятельность образовательной организации МЧС России и всех его структурных подразделений.
103. В образовательной организацией МЧС России не позднее чем за месяц до начала учебного года издается приказ(-ы) начальника образовательной организации МЧС России об организации образовательной деятельности на предстоящий учебный год, в котором определяются основные направления деятельности, последовательность выполнения мероприятий образовательного процесса, мероприятия по всестороннему обеспечению образовательной деятельности, в том числе порядок использования объектов учебно-материальной базы, уточняются задачи структурным подразделениям, порядок осуществления контроля образовательной деятельности и оказания помощи структурным подразделениям образовательной организации МЧС России, а также иные вопросы, касающиеся деятельности образовательной организации МЧС России.
104. Начальник филиала образовательной организации МЧС России подчиняется начальнику образовательной организации МЧС России и действует на основании доверенности, выданной начальником образовательной организации МЧС России, в пределах полномочий, определенных положением о филиале. Он непосредственно организует и осуществляет управление филиалом и отвечает за его состояние и деятельность.
105. Для рассмотрения основных вопросов деятельности образовательной организации высшего образования МЧС России создается выборный представительный орган под председательством его руководителя - ученый совет.
Ученым советом образовательной организации МЧС России рассматриваются и обсуждаются:
проекты основных профессиональных образовательных программ и планы мероприятий по основным направлениям деятельности образовательной организации МЧС России;
состояние образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, воспитательной работы и воинской дисциплины, организации и итоги набора курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов, выпуска из образовательной организации МЧС России;
результаты анализа отзывов из территориальных органов МЧС России, организаций и учреждений МЧС России на выпускников, прослуживших один год после окончания образовательной организации МЧС России;
результаты научной (научно-исследовательской) деятельности, педагогических исследований и экспериментов, состояние подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
вопросы редакционно-издательской деятельности;
состояние и перспективы развития учебно-материальной базы;
другие вопросы, связанные с результатами мониторинга деятельности образовательной организации МЧС России, а также иных видов деятельности.
В филиале образовательной организации МЧС России, для рассмотрения основных вопросов их деятельности создаются ученый совет филиала под председательством начальника филиала.
Ученый совет образовательной организации МЧС России вправе делегировать часть своих полномочий научно-техническому совету или методическому совету. Решение о делегировании полномочий принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Ученого совета, принявших участие в голосовании, при наличии на заседании не менее 2/3 его списочного состава.
106. В образовательной организации МЧС России наряду с учеными советами могут создаваться другие советы по различным направлениям деятельности. Состав, полномочия, организация работы и другие вопросы деятельности советов определяются уставом образовательной организации МЧС России.
107. Образовательная организация МЧС России осуществляет бухгалтерский учет результатов своей деятельности, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей