II. Особенности организации и осуществления методической деятельности в образовательных организациях МЧС России
II. Особенности организации и осуществления методической
деятельности в образовательных организациях МЧС России
29. Методическая деятельность является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности руководства и научно-педагогического состава образовательной организации МЧС России, направленной на создание условий для повышения качества учебного процесса.
Методическая деятельность имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышение педагогического мастерства руководящего состава, преподавательского состава и командиров подразделений слушателей (курсантов).
30. Методическая деятельность в образовательной организации МЧС России осуществляется по следующим основным направлениям:
разработка и проведение мероприятий по совершенствованию управления учебным процессом, организации педагогического труда;
разработка рабочих учебных планов, учебно-методических комплексов по дисциплине, включающих в себя рабочие программы учебных дисциплин, других документов учебно-методического обеспечения учебного процесса;
разработка частных методик преподавания учебных дисциплин, в том числе текстов фондовых лекций, а также методик организации проведения различных видов занятий;
внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, изучение и обобщение положительного опыта учебно-методической работы.
совершенствование методики организации самостоятельной работы обучающихся;
подготовка и выпуск методических сборников и информационных бюллетеней по вопросам педагогики, методики преподавания и организации учебного процесса.
31. Основными организационными формами методической деятельности в образовательной организации МЧС России являются:
заседания методического совета;
заседания совета начальников кафедр;
обсуждение вопросов методики обучения на заседаниях кафедр и Ученого совета;
научно-методические конференции, совещания и семинары;
заседания методических секций кафедр;
показательные, открытые и пробные занятия;
лекции и доклады по методике обучения и воспитания, педагогике и психологии;
научные исследования по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
работа кабинета педагогического мастерства;
деятельность школы начинающих преподавателей;
повседневная работа научно-педагогического состава кафедр по совершенствованию методики обучения;
конкурсы на лучшего преподавателя, начальника кафедры, лучшее электронное учебное пособие, лучший учебно-методический комплекс по дисциплине и др.
32. Работа методического совета образовательной организации МЧС России осуществляется на основе Положения о методическом совете, разрабатываемого образовательной организацией МЧС России самостоятельно. Председателем методического совета является, как правило, заместитель начальника образовательной организации по учебной работе. На заседании методического совета рассматриваются наиболее важные мероприятия по организации, планированию и ведению учебного процесса, обсуждаются итоги различных видов учебной и методической работы, другие вопросы.
33. Методические конференции, совещания и семинары проводятся по общим вопросам методики обучения, частным методикам преподавания отдельных дисциплин, проблемам организации труда преподавателей и обучающихся с целью обобщения положительного опыта педагогической деятельности и повышения эффективности учебного процесса. Межкафедральные заседания проводятся с целью согласования содержания смежных учебных дисциплин и выработки единых методических подходов к проведению различных видов учебных занятий.
34. Учебно-методические сборы проводятся с начальствующим (руководящим) и научно-педагогическим составом образовательной организации МЧС России:
с начальствующим (руководящим) составом образовательной организации МЧС России, начальниками факультетов и курсов, начальниками кафедр и их заместителями - под руководством начальника образовательной организации МЧС России;
с преподавательским составом - под руководством заместителей начальника образовательной организации по учебной и научной работе;
с учебно-вспомогательным персоналом - под руководством начальников кафедр.
На сборах подводятся итоги работы за семестр (учебный год), вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, методической и воспитательной работы, реализации требований руководящих документов и предложений образовательной организации МЧС России по совершенствованию образовательного процесса и профессиональной подготовки обучающихся.
35. Центром методической работы в образовательной организации МЧС России является кафедра. Методическая работа планируется отдельным разделом в плане работы кафедры и учитывается в индивидуальном плане работы преподавателя. Методическая секция кафедры создается в целях повышения уровня методического обеспечения преподаваемых дисциплин, совершенствования педагогического мастерства научно-педагогического состава кафедры, качества обучения и воспитания обучающихся. Председатель методической секции назначается приказом начальника образовательной организации МЧС России по представлению начальника кафедры из числа наиболее опытных профессоров, доцентов или старших преподавателей кафедры. План работы методической секции разрабатывается на учебный год, обсуждается на заседании кафедры, утверждается начальником кафедры.
На заседаниях методической секции обсуждаются учебно-методические комплексы по дисциплинам секции, структура и содержание рабочих учебных программ по отдельным дисциплинам, частные методики преподавания дисциплин, методики проведения отдельных видов учебных занятий, тексты фондовых лекций, методические разработки, учебные задачи и задания для практических занятий, контрольно-измерительные материалы, рукописи учебно-методических пособий, мероприятия по повышению качества обучения и воспитания обучающихся, результаты контроля усвоения ими знаний, умений и навыков, сформированных компетенций по изучаемым дисциплинам. Обсуждаемые на заседании вопросы и принимаемые решения фиксируются в протоколах методической секции.
36. С целью совершенствования образовательного процесса планируются и проводятся показательное, открытые и пробные занятия.
Показательные, открытые и пробные занятия проводятся в соответствии с графиком, разработанным учебно-методическим центром (учебным отделом) на год и утвержденным заместителем начальника образовательной организации по учебной работе.
На показательных и открытых занятиях согласно графику проведения занятий присутствуют заместители начальника образовательной организации МЧС России, ветераны образовательной организации МЧС России начальники кафедр, профессорско-преподавательский состав образовательной организации МЧС России.
37. Показательные занятия проводятся наиболее опытными преподавателями (руководством, начальниками учебно-научных комплексов (далее - УНК), начальниками кафедр и их заместителями, профессорами и доцентами) и имеют целью продемонстрировать оптимальную организацию и методику проведения занятий по конкретной теме учебной программы, передать положительный опыт преподавания, порядок применения новых методических приемов и средств обучения.
38. Открытые занятия проводятся преподавателями с целью изучения и обобщения опыта преподавания, а также оказания методической и практической помощи преподавателям.
Присутствующие на занятиях представители из числа руководства образовательной организации МЧС России, учебно-методического центра (учебного отдела), научно-педагогического состава проводят анализ открытого занятия, где отмечают положительные стороны и недостатки открытого занятия, высказывают свое мнение о достижении поставленных целей и вносят предложения по внедрению и (или) улучшению методики обучения и преподавания. Обсуждение открытых занятий вносится в протокол заседания кафедр.
39. Пробные занятия организуются по решению начальника кафедры для определения уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности и допуска его к самостоятельному проведению занятий, а также рассмотрения организации и проведения методики проведения занятий по новым темам.
Пробные занятия проводятся в присутствии научно-педагогического состава кафедры, а затем обсуждаются на заседании кафедры.
40. Взаимные посещения занятий преподавателями образовательной организации МЧС России проводятся с целью обмена опытом преподавания отдельных дисциплин. Взаимные посещения проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым заместителем начальника образовательной организации МЧС России до начала учебного года. По результатам взаимного посещения занятия преподавателем оформляется лист взаимопосещения.
41. Кабинет педагогического мастерства создается с целью создания условий для совершенствования профессионального мастерства научно-педагогического состава образовательной организации МЧС России.
Кабинет обеспечивает реализацию решений методического совета и учебно-методического центра (учебного отдела), связанных с содержанием и организацией методической работы, повышением квалификации научно-педагогического состава образовательной организации МЧС России. Работу кабинета организует и осуществляет сотрудник учебно-методического центра (учебного отдела) образовательной организации МЧС России, имеющий психолого-педагогическое образование и опыт преподавательской и методической деятельности.
42. Школа начинающих преподавателей создается на базе кабинета педагогического мастерства образовательной организации МЧС России и функционирует в постоянном взаимодействии с ним. Школа начинающих преподавателей создается с целью организации и проведения занятий с начинающими преподавателями, не имеющими специального педагогического образования. Деятельность школы направлена на обучение преподавателей и других лиц, участвующих в образовательном процессе, педагогический стаж которых не превышает трех лет.
43. В целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий организуется и проводится контроль учебных занятий.
Контроль учебных занятий проводится как планово, так и внепланово.
Контроль учебных занятий проводится начальником образовательной организации МЧС России, его заместителями, начальниками учебно-методического центра (учебного отдела), факультетов, начальниками кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями.
Контроль учебного занятия включает проверку соответствия темы и учебных вопросов тематическому плану учебной дисциплины, расписанию учебных занятий, правильности определения целей занятия, наличия у преподавателя необходимых учебно-методических документов и материалов для проведения занятия, владения преподавателем учебным материалом, способности применять разнообразные технологии обучения, эффективности использования учебного времени, степени усвоения учебного материала обучающимися, их отношения к проведенному занятию и преподавателю, своевременности начала и окончания занятия, наличия обучаемых на занятии и причины отсутствия по каждому случаю в отдельности, правильности и аккуратности ведения журнала учета учебных занятий, внешнего вида, соблюдения формы одежды преподавателем и обучающимися, дисциплины на занятии, соблюдения норм этикета, состояния учебной аудитории и иные вопросы содержания, организации и методики проведения занятия.
Контроль учебного занятия проводится как по всем, так и по отдельным элементам проверки.
Результаты проверки занятия и оценка преподавателю отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателя.
Организация контроля учебных занятий должна обеспечивать проверку занятий, проводимых доцентами, старшими преподавателями, преподавателями, ассистентами и курсовыми офицерами, не реже двух раз в семестр, а занятий, проводимых начальниками кафедр и их заместителями, профессорами - не реже одного раза в семестр. Учебные занятия, проводимые начальниками кафедр и их заместителями, профессорами контролируются начальником образовательной организации МЧС России, его заместителями, начальником учебно-методического центра (учебного отдела) и начальниками факультетов, имеющих в своем составе кафедры.
Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на совещаниях руководящего состава образовательной организации МЧС России с участием начальников кафедр, а также не реже одного раза в семестр на заседаниях ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России (филиала) и заседаниях кафедр.
44. Педагогические (методические) эксперименты организуются по решению ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России (филиала) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области образования, внедрения в образовательный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики.
Результаты экспериментов рассматриваются на заседаниях кафедры и ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России (филиала).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей