I ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России за 11 месяцев 2018 года проведено 391,4 тыс. мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства (-1,3%).

За 11 месяцев 2018 года по линии федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 6 819 проверочных мероприятий, в которые вошли 855 (в аналогичном периоде предыдущего года - 984) плановых и 5 964 (в аналогичном периоде предыдущего года - 5 327) внеплановых проверки.

Общее количество проверок в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось на 6% (2017 г. - 6 276 проверки).

Также отмечается увеличение количества направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. За 11 месяцев 2018 года количество таких заявлений составило 380, что на 52,6% больше аналогичного периода 2017 года, из них органами прокуратуры отказано в согласовании в 2018 году - 193, что на 30,4% более аналогичного периода 2017 года.

В ходе проведенных надзорных мероприятий в отношении более 1,1 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены правонарушения в сфере миграции.

В отчетном периоде составлено порядка 606 тыс. протоколов за административные правонарушения в сфере миграции (статьи 18.8, 18.9 - 18.10, 18.15 - 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе:

по ст. 18.8 КоАП РФ - 341,3 тыс. (+3,7%);

по ст. 18.9 КоАП РФ - 122,5 тыс. (+3,0%);

по ст. 18.10 КоАП РФ - 54,9 тыс. (-3,3%);

по ст. 18.15 КоАП РФ - 74,5 тыс. (+16,2%).

При установлении фактов фиктивной регистрации граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении зарегистрировано 6,0 тыс. преступлений (+22,3%), по которым выявлено 4,0 тыс. лиц (+22,2%), их совершивших.

При установлении фактов фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации зарегистрировано 29,8 тыс. преступлений (+18,2%), привлечены к уголовной ответственности 16,2 тыс. лиц (+8,0%).

Анализ результатов проверочных мероприятий и выявленных административных правонарушений показал, что массовыми и типичными нарушениями в сфере миграции являются:

- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил проживания или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации;

- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания;

- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий;

- предоставление жилого помещения или транспортного средства либо иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию;

- неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета;

- осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу или патента;

- привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства при отсутствии разрешения на работу или патента;

- неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора;

- несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

- представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной.

Вместе с тем МВД России утвержден и размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере миграции (далее - перечень актов).

В текущем году в результате проведенного анализа новые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного (контроля) надзора в сфере миграции в 2018 году выявлены не были, перечень актов в настоящее время является актуальными.