Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита

II. Составление, утверждение и ведение годового плана

внутреннего финансового аудита

21. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром до начала очередного финансового года (далее - План).

22. Министр одновременно с утверждением Плана в форме поручения возлагает на субъект аудита организацию и исполнение этого Плана.

23. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. <11>

--------------------------------

<11> Пункт 39 Правил.

24. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители, а также метод и проверяемый период.

25. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.

26. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и (или) программы аудиторской проверки) субъектом аудита учитываются:

а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;

б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

в) результаты оценки бюджетных рисков;

г) степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;

д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок. <12>

--------------------------------

<12> Пункт 40 Правил.

27. В ходе планирования субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита. <13>

--------------------------------

<13> Пункт 41 Правил.

28. В целях осуществления предварительного анализа данных об объектах аудита субъект аудита:

проводит мониторинг финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита;

запрашивает у объекта аудита необходимую для анализа информацию, документацию, расчеты;

изучает записи и документы, связанные с осуществлением операций внутренних бюджетных процедур и (или) активов;

систематически изучает действия должностных лиц объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

проверяет точность арифметических расчетов, произведенных объектом аудита;

производит самостоятельные расчеты;

проводит анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;

проводит другие аналитические процедуры.

29. По результатам предварительного анализа данных об объектах аудита субъект аудита определяет внутренние бюджетные процедуры, подверженные бюджетным рискам, достаточность принятых объектом аудита мер по минимизации этих рисков и принимает решение о необходимости проведения аудиторских проверок по указанным внутренним бюджетным процедурам.

30. В целях минимизации бюджетных рисков в План на очередной финансовый год включаются внутренние бюджетные процедуры (процессы, операции), наиболее подверженные бюджетным рискам, а также бюджетные процедуры, имеющие наибольший срок с даты проведения предыдущей аудиторской проверки.

31. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным внутренним бюджетным процедурам, операциям (действиям по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), исполняемым бюджетным полномочиям и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода.

32. Проверяемый период определяется субъектом аудита и может включать:

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;

периоды отчетного финансового года.

33. Определение ответственных исполнителей осуществляется исходя из их компетенции по выбранным темам аудиторской проверки.

34. Субъект аудита в срок до 25 декабря текущего года составляет проект Плана на очередной финансовый год и представляет на утверждение Министру.

35. Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.

36. Решение о внесении изменений в План принимается Министром на основании мотивированной докладной записки субъекта аудита.

37. Субъект аудита не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения Министром Плана (изменений к нему) направляет его копию (копию изменений к нему) объектам аудита, включенным в План на соответствующий год.

38. Внесение изменений в План осуществляется в порядке, установленном для утверждения Плана.

39. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (далее - программа), составленной руководителем аудиторской группы и утвержденной субъектом аудита не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

40. При составлении программы формируется аудиторская группа из числа должностных лиц Министерства.

41. Руководитель аудиторской группы и должностные лица Министерства при проведении аудиторских проверок имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

в) привлекать независимых экспертов. <14>

--------------------------------

<14> Пункт 34 Правил.

42. Независимые эксперты привлекаются руководителем аудиторской группы по согласованию с Министром.

43. Программа аудиторской проверки должна содержать:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения. <15>

--------------------------------

<15> Пункт 45 Правил.

44. Рекомендуемый образец программы приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.

45. Субъект аудита уведомляет руководителя объекта аудита о проведении аудиторской проверки путем направления ему копии распоряжения Министра о проведении аудиторской проверки и программы не позднее 3 рабочих дней до начала проведения этой проверки.

46. Срок направления и исполнения мотивированного запроса, указанного в подпункте "а" пункта 41 настоящего Положения, устанавливается руководителем аудиторской группы в ходе проведения аудиторской проверки, а также на этапе ее планирования.

47. Ответ на мотивированный запрос с приложением необходимых документов составляется объектом аудита (уполномоченным им лицом) и направляется руководителю аудиторской группы в срок, установленный в запросе.

48. Если в запросе не установлен срок, то документы должны быть представлены объектом аудита в течение 3 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.

49. В случае непредставления (несвоевременного представления) объектом аудита запрашиваемой информации данный факт должен быть отражен в акте аудиторской проверки, а также в отчете по результатам аудиторской проверки, направляемом в соответствии с настоящим Положением Министру. За непредставление (несвоевременное представление) объектом аудита запрашиваемой информации руководитель объекта аудита несет персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами Министерства.

50. Руководитель аудиторской группы составляет план-график проведения аудиторской проверки (далее - план-график).

51. План-график доводится руководителем аудиторской группы не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки под роспись каждому члену аудиторской группы, ответственному за проверку соответствующего вопроса программы.

52. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;

б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита;

е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур. <16>

--------------------------------

<16> Пункт 47 Правил.

53. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, субъект аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);

вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению субъекта аудита.

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности. <17>

--------------------------------

<17> Пункт 47(1) Правил.

54. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки. <18>

--------------------------------

<18> Пункт 48 Правил.

55. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения. <19>

--------------------------------

<19> Пункт 49 Правил.