Письмом Рособрнадзора от 16.12.2019 N 10-1059 направлены Методические документы и материалы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового собеседования по русскому языку, ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2020 учебном году.

6.5. Правила для экспертов ПК

Во время работы экспертам запрещается:

самостоятельно изменять рабочие места;

иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;

копировать и выносить из помещений для работы ПК экзаменационные работы, критерии оценивания, бланки-протоколы;

разглашать информацию, содержащуюся в указанных выше материалах.

По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.

Также запрещается:

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться с другими экспертами, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.

Эксперты должны:

на подготовительном этапе

1. пройти обучение с использованием учебно-методических материалов уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ) и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящих Методических рекомендаций, а также нормативных и методических документов ОИВ;

2. заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;

3. непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.

Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.

Во время проверки развернутых ответов:

по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях; получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;

соблюдать дисциплину во время работы;

обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ;

оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:

заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);

исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;

оценивать часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы, как ответ на задание, к выполнению которого участник ГИА не приступал (знаком "X");

оценивать экзаменационную работу, в которой пустое (не заполненное участником экзамена) место погашено "Z", в установленном порядке в соответствии с критериями оценивания;

поставить знак "X" в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);

проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;

проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена (ЕГЭ) альтернативного задания, если участник экзамена (ЕГЭ) выполнял альтернативное задание;

поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.

При проверке предположительно пустых бланков ответов N 2:

получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов N 2;

просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов N 2;

при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;

при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.

Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, направляются на проверку в ПК.

Задания с развернутыми ответами засчитываются заданиями, к которым не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов N 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами как незаполненные. В этом случае автоматизированно (посредством РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА:

получить от председателя ПК апелляционный комплект участника экзаменов, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк - протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;

до заседания КК рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;

дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;

узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);

в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых и/или устных ответов одного апеллянта, - не более 20 минут;

в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.

В случае признания задания некорректным всем участникам экзаменов, которые выполняли данное задание, осуществляется перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.