Письмом Рособрнадзора от 16.12.2019 N 10-1059 направлены Методические документы и материалы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового собеседования по русскому языку, ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2020 учебном году.

Особенности изложения с творческим заданием (500-ые номера вариантов)

Комплекты изложений с творческим заданием с 500-ыми номерами вариантов имеют свою специфику: объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения имеют повествовательный характер с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержат сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Обучающимся, сдающим экзамен по ЭМ с 500-ыми номерами вариантов, предоставляется возможность выбора: можно писать как сжатое, так и подробное изложение.

Инструкции к выполнению заданий содержат требования к минимальному допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения:

сжатое изложение - от 50 слов (если в изложении менее 40 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов), объем подробного изложения не регламентируется;

творческое задание (сочинение) - от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Текст читается организатором в аудитории трижды с интервалом между прочтениями текста 2,5 - 3 минуты для следующих категорий участников ГВЭ:

1. Участникам ГВЭ без ОВЗ;

2. Иным категориям участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.);

3. С нарушениями опорно-двигательного аппарата;

4. Слепые, поздноослепшие;

5. Слабовидящие.

В это время указанные участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ.

Для участников ГВЭ с тяжелыми нарушениями речи, участников ГВЭ с задержкой психического развития, слабослышащих участников ГВЭ текст изложения читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями текста 2,5-3 минуты. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков. После второго прочтения текста организатором текст для изложения выдается участникам ГВЭ для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст изложения и обучающиеся приступают к написанию изложения.

Для глухих, позднооглоших и слабослышащих участников ГВЭ при необходимости может быть осуществлен сурдоперевод текста изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста изложения сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА).

После второго осуществления сурдоперевода текста необходимо выдать текст для изложения указанным участникам ГВЭ для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст изложения и обучающиеся приступают к написанию изложения.

В случае если сурдоперевод текста не осуществляется, то таким обучающимся сразу выдается текст для изложения на 50 минут. В это время указанные участники также могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 50 минут организатор в аудитории забирает текст изложения и обучающиеся приступают к написанию изложения.