3.1. Порядок организации работы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации

Работа КЧС и ОПБ субъекта РФ проводится заблаговременно до наступления пожароопасного сезона (в соответствии с климатическими районами Российской Федерации), в соответствии с "Планом работы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации на год" и решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Состав комиссии и график проверки готовности органов управления, сил и средств муниципальных образований к реагированию на природные пожары утверждаются решением КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.

При подготовке к пожароопасному сезону корректируются функциональные обязанности представителей органов исполнительной власти субъекта РФ, входящих в состав КЧС и ОПБ субъекта РФ.

Данными должностными лицами изучаются документы, регламентирующие деятельность по обеспечению пожарной безопасности.

На заседании КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации при подготовке к пожароопасному сезону разрабатывают и утверждают графики круглосуточного дежурства для Ф и ТПРСЧС субъекта РФ на пожароопасный сезон, утверждается график проведения превентивных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, лесов и обводнение торфяников, план основных мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону и документы, регламентирующие создание оперативного штаба КЧС и ОПБ по контролю и оперативному реагированию в пожароопасный сезон, разрабатывается пакет рабочих документов для обеспечения работы КЧС и ОПБ субъекта РФ в пожароопасный сезон (формализованные документы, проекты распоряжений о введении режимов функционирования).

Проект сводного плана тушения лесных пожаров ежегодно, до 20 февраля, направляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Федеральное агентство лесного хозяйства на согласование и утверждается до 20 марта (Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. N 378).

Совместно с подразделениями Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется проверка наличия, работоспособности и обеспечения требуемого расхода на цели пожаротушения водопроводных сетей, состояние противопожарных водоисточников и подъездных путей к ним, а также пирсов для установки пожарных автомобилей, корректируются списки исправных (неисправных) водоисточников. К наступлению пожароопасного сезона, в зависимости от климатических особенностей субъекта Российской Федерации противопожарная служба субъекта, при наличии законных оснований, осуществляет проверку готовности к пожароопасному сезону всех населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров, утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт.

При подготовке к пожароопасному сезону председатель КЧС и ОПБ проводит комплекс превентивных мероприятий:

1. Рассмотрение вопроса о защите объектов и территорий от распространения природных пожаров на заседании КЧС и ОПБ.

2. Актуализация перечня населенных пунктов и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческих объединений), подверженных угрозе распространения лесных пожаров, корректировка паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.

3. Корректировка и утверждение плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными и торфяными пожарами.

4. Корректировка и утверждение Плана применения сил и средств РСЧС для ликвидации природных пожаров, Сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

5. Организация взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, вызванных лесными и торфяными пожарами на основе ранее заключенных соглашений.

6. Выполнение к климатическим срокам начала пожароопасного сезона комплекса мероприятий по противопожарному обустройству лесов, мер по защите населенных пунктов, садоводческих объединений и иных объектов от распространения природных пожаров.

7. Организация прогнозирования и мониторинга лесопожарной обстановки.

8. Организация системы обнаружения и учета природных пожаров.

9. Организация порядка сбора и обмена информации.

10. Обеспечение готовности территориальной подсистемы РСЧС к работе в летний пожароопасный сезон.

11. Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации природных пожаров, в том числе пожарной и инженерной техники, передвижных емкостей для подвоза воды, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также ГСМ.

12. Установление перечня профилактических противопожарных мероприятий по предупреждению пожаров от возгорания сухой травы, лесных и торфяных пожаров, а также порядка посещения лесных массивов.

13. Проведение межведомственных комиссионных проверок готовности субъекта Российской Федерации к летнему пожароопасному сезону.

14. Организация и проведение комиссионных проверок органов местного самоуправления по исполнению в области реализации мер пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС в населенных пунктах, в том числе:

опашка населенных пунктов, создание противопожарных разрывов и минерализованных полос установленной ширины на всей протяженности участков границ населенного пункта;

очистка территорий предприятий и населенных пунктов от горючих отходов, мусора, сухой травы и тополиного пуха;

обеспечение возможности использования для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озера, пруды, бассейны, и т.п.);

ремонт и строительство дорог противопожарного назначения;

комплектование добровольных пожарных формирований первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем для тушения пожаров;

содержание систем связи и оповещения.

15. Информирование населения о мерах пожарной безопасности в средствах массовой информации, размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности и необходимых действий при обнаружении при обнаружении пожара, включая информационное освещение с помощью общероссийской системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей "ОКСИОН".

16. Контроль готовности сил и средств подразделений пожарной охраны к осуществлению действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, подверженных угрозе распространения природных пожаров.

17. Проведение комплексных учений по предупреждению и ликвидации ЧС, вызванных лесными, степными и торфяными пожарами, организация и проведение тренировок по отработке планов тушения пожаров, а также сводных планов привлечения сил и средств, служб и организаций для их тушения.

18. Организация сходов граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

19. Проведение органами государственного пожарного надзора, при наличии законодательных поводов и оснований, выездных проверок соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах, садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан, на объектах экономики, имеющих общую границу с лесными и степными участками.

20. Внесение органами государственного пожарного надзора в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений об установлении особого противопожарного режима на соответствующих территориях.

На период устойчивой сухой, жаркой и ветряной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются следующие мероприятия:

1. Рассмотрение вопросов обеспечения пожарной безопасности на заседании КЧС и ОПБ.

2. Введение запрета на разведение костров, сжигание мусора, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок.

3. Ограничение пребывания граждан в лесах, въезда в них автомобильных средств, проведения в лесах определенных видов работ.

4. Организация патрулирования добровольными пожарными и (или) гражданами Российской Федерации.

5. Подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники.

6. Корректировка планов взаимодействия с органами власти, другими оперативными службами по недопущению и ликвидации ЧС, связанных с пожарами.

7. Разработка дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и садоводческих товариществ, подверженных воздействию лесных пожаров.

8. Организация сходов граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, проведение соответствующей разъяснительной работы по действиям при возникновении пожара.

9. Проведение совещаний с председателями садоводческих товариществ по предупреждению пожаров.

10. Размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности и проводимых мер при обнаружении пожара.

11. Информационное освещение дополнительных противопожарных мероприятий в средствах массовой информации, а также с помощью общероссийской системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей "ОКСИОН".

При угрозе возникновения лесных, степных и торфяных пожаров осуществляется оповещение населения муниципального образования с задействованием оконечных устройств звукового оповещения (электросирен), речевого оповещения (абонентских радиоточек, системы уличной звукофиксации), радиоприемников (системы эфирного радиовещания) и телеприемников (системы телевещания). При осуществлении информирования также используются сети операторов мобильной связи.

КЧС и ОПБ с ухудшением лесопожарной обстановки и с повышением уровня КПО совместно с лесничествами и специализированными организациями по охране лесов организует проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в прилегающих лесных массивах (наземное патрулирование, дежурство на вышках, авиационное патрулирование).

Лесоавиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно. Зоны осуществления лесоавиационных работ (территории, в границах которых осуществляются охрана и защита лесов авиационными методами) определяются Федеральным агентством лесного хозяйства по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Зона авиационного мониторинга разделяется на районы, в которых тушение пожаров производится с применением авиационных средств, и районы с применением наземных средств. К районам применения наземных средств зоны авиационного мониторинга относятся территории земель лесного фонда, к которым наземные средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трех часов с момента поступления информации о лесном пожаре.

Председатель КЧС и ОПБ субъекта ежесуточно проводит заслушивание глав муниципального образования, руководителей лесничеств и специализированных организаций по охране лесов о складывающейся обстановке, проводимым и планируемым мероприятиям. Организует контроль за поставленными задачами.

При возникновении природного пожара, который угрожает населенным пунктам, оперативно принимаются неотложные меры (проводятся мероприятия) по привлечению сил и средств для ликвидации пожара и защите населения и об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, которые в последующем отражаются в решении КЧС и ОПБ. В случае ухудшения обстановки и невозможности ликвидировать природный пожар в кратчайшие сроки, председатель КЧС и ОПБ отдает указание на дополнительное привлечение дополнительных сил и средств субъекта.