4.3. Действия органов управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением

Основными направлениями деятельности органов управления территориальных подсистем РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, являются:

планирование и оперативное проведение предупредительных мероприятий по защите от затопления и подтопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики, оказанию экстренной медицинской помощи населению с использованием в установленном порядке на эти цели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также сил и средств заинтересованных организаций;

обеспечение соблюдения режима хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления и подтопления паводковыми водами;

организация проведения необходимых наблюдений за развитием паводковой обстановки, возможными местами образования ледовых заторов, повышением уровня воды на водных объектах и состоянием гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и паводков;

создание и обеспечение готовности резервов финансовых и необходимых материальных ресурсов, а также сил промышленных и транспортных организаций для предупреждения и локализации аварий на гидротехнических сооружениях и других чрезвычайных ситуаций, вызванных прохождением весеннего половодья и паводков;

регулярное рассмотрение вопросов, требующих принятия экстренных мер по уменьшению социально-экономических последствий весеннего половодья и паводков;

руководство работами по ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, эвакуации (временного отселения) пострадавшего населения и его жизнеобеспечение.

Подготовка к проведению мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий, связанных с паводковыми явлениями, осуществляются на основании постановления (решения) главы администрации субъекта Российской Федерации или постановления (закона) его законодательного органа.

Координирующими органами управления в чрезвычайных ситуациях являются КЧС и ОПБ, создаваемые при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органах местного самоуправления, организациях и объектах.

В связи со сложностью и многоплановостью решаемых задач, связанными с проведением предупредительных и противопаводковых мероприятий, в составе КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов целесообразно образовывать специальные (противопаводковые) подкомиссии (далее - Комиссия), особенно на паводкоопасных территориях.

Председателям КЧС и ОПБ обычно назначается один из заместителей глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций и объектов.

Техническое обеспечение работы Комиссии осуществляют, как правило, руководитель комитета по водному хозяйству и территориальные органы управления МПР России (бассейновые водохозяйственные управления и его территориальные органы водного хозяйства).

В период весеннего половодья и паводков на реках КЧС и ОПБ должны предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;

определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;

определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;

объемы откачки воды из затопленных сооружений;

количество голов погибших сельскохозяйственных животных;

местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);

определение предварительного размера материального ущерба;

численность привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);

непосредственные мероприятия по защите населения;

Для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми явлениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке утверждается состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, в том числе постоянной готовности.

Кроме сил и средств территориальной подсистемы РСЧС к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий, связанных с опасными паводковыми явлениями, могут привлекаться в установленном порядке специально подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств и организаций (независимо от форм собственности), осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми явлениями, создается резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов.

Номенклатура и объемы необходимых резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом, их создающим. Если дефицит в материально-технических средствах значительный и не может быть решен в данном субъекте, то глава его администрации в установленном порядке должен обратиться за помощью в федеральные органы исполнительной власти или соседние субъекты Российской Федерации.

В целях покрытия дефицита, образующегося в зоне наводнения в товарах первой необходимости и продовольствия для снабжения пострадавшего населения, предусматривается использование в первую очередь местных товарных ресурсов, образуемых из:

текущих запасов, пригодных к употреблению, сохранившихся на предприятиях торговли и общественного питания, расположенных в зоне наводнения;

запасов, имеющихся на предприятиях пищевой и не пищевой промышленности (поставщиков товаров);

запасов, имеющихся на сельскохозяйственных предприятиях;

чрезвычайных фондов продовольственных товаров, создаваемых за счет местных бюджетов и иных источников.

Основные места хранения продовольственного и вещевого имущества - это склады, базы, предприятия торговли с обеспечением доставки в районы ЧС в течение не более 4 часов.

Для обеспечения инженерных служб создаются запасы цемента, шифера, стекла, труб, металлопроката, кабельной продукции. Создаются резервные фонды горюче-смазочных материалов в каждом районе области.

Для ликвидации ЧС на энерго- и газовых системах необходимо создавать резервы: опор, проводов, трансформаторов, труб различного сортамента, кислорода, пропан-бутана.

Для ликвидации ЧС на магистральных линиях связи необходимо иметь запасы передвижных электростанций, телефонные аппараты, кабели и провода, радиостанции и аппаратуру связи.

Необходимо иметь областной чрезвычайный резервный фонд медицинской техники, медицинских препаратов, вакцин.

Ликвидацию ЧС и непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах затопления осуществляют соответствующие комиссии:

при локальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, - объектовые;

при местных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории населенного пункта, города, района, - комиссии органов местного самоуправления;

при территориальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории субъекта Российской Федерации комиссии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

при региональных ЧС, распространение последствий которых ограничено территорией нескольких субъектов (не более двух), - региональные центры МЧС России и комиссии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшиеся в зоне ЧС;

при федеральных ЧС, распространение последствий которых охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также при трансграничных ЧС, - Правительственная комиссия по координации проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасного прохождения весеннего половодья и паводков.

Однако, на всех уровнях управления следует принять во внимание, что выход воды на пойму реки не является достаточным аргументом для объявления данной ситуации как чрезвычайной.