Главными причинами ущерба от наводнений являются:
отсутствие системы адаптационных мероприятий, предусматривающей разработку и реализацию мер по регламентированию и хозяйственному освоению и застройке паводкоопасных территорий, сочетающих в себе экономические механизмы - регуляторы с рядом административных правовых ограничений (страхование от наводнений, регулирование застройки и т.д.);
низкая надежность существующих водозащитных дамб, обусловленная авральными способами их возведения;
отсутствие зонирования территорий по рискам паводковой опасности;
низкая устойчивость сети автодорог к функционированию в условиях паводка;
ограничение финансовых и материальных затрат на проведение предупредительных мероприятий и др.
Состояние существующих защитных и гидротехнических сооружений ухудшается (из-за недостатка средств на их эксплуатацию). Ряд водохранилищ не имеет водохозяйственных паспортов и инструкций по эксплуатации гидроузлов. Значительное их количество находится в аварийном и предаварийном состоянии и они не могут обеспечить безаварийный пропуск паводков.
Кроме того, положение усугубляется нарушением нормативных правил использования паводкоопасных территорий (увеличение площадей городской застройки, стеснение пойм инженерными сооружениями и т.д.). По данной причине значительно усилились отрицательные воздействия паводков на равнинной части ряда регионов страны.
Предупредительные меры, направленные на эти цели, могут быть разделены на три группы:
1 группа - меры прогнозно-аналитического характера;
2 группа - меры организационно-оперативного характера;
3 группа - инженерно-технические и другие профилактические мероприятия.
К мероприятиям 1 группы относятся: гидрологическое прогнозирование видов (типов) и масштабов затопления, анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления, оповещение органов управления и населения об угрозе затопления.
К мероприятиям 2 группы относятся:
заблаговременная подготовка проектов распорядительных документов для принятия должностными лицами органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций, объектов и сил территориальных подсистем РСЧС решений на проведение предупредительных мероприятий и ликвидацию последствий наводнения (о порядке эвакуации, охране имущества граждан, привлечении населения к работам, порядке движения транспорта, санитарно-эпидемических мероприятиях и т.д.);
планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организация их выполнения;
уточнение планов в части действий органов управления и сил при наводнении;
постановка задач органам управления, службам и силам РСЧС, приведение их, в случае необходимости, в готовность;
уточнение конкретного порядка взаимодействия органов управления РСЧС с органами военного командования, отраслями местного хозяйства, предприятиями, учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации;
проведение проверок готовности сил и средств РСЧС;
проведение необходимых инструктажей и тренировок органов управления и аварийно-спасательных формирований РСЧС;
подготовка системы связи и оповещения, организация взаимодействия с ГТРК по оповещению населения по радио и телевидению, разработка текстов сообщений на случай наводнения;
уточнение наличия выявленных заблаговременно плавсредств, других материально-технических ресурсов, пригодных для использования при осуществлении предупредительных мер и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, учебных заведений, других организаций, расположенных в зонах возможного затопления;
материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий;
организационная подготовка к использованию материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций;
информирование граждан о прогнозе наводнения и проведение разъяснительной работы по действиям населения в предвидении и ходе половодья (паводка).
Мероприятия III группы базируются в основном на типовых способах снижения последствий наводнений, к которым следует отнести:
уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени;
искусственное повышение поверхности территории;
спрямление и углубление русел, их расчистка, заключение в коллектор;
проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ;
регулирование русел и стока малых рек;
регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод;
дренажные системы и отдельные дренажи;
устройство дренажных прорезей для обеспечения связи "верховодки" и техногенного горизонта, имеющего хорошие условия разгрузки;
применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.).
Часть практических мероприятий, реализующих перечисленные способы, может проводиться только на долговременной основе, часть - в оперативном порядке в предвидении конкретного наводнения, часть - и оперативно и долговременно. Кроме мероприятий, соответствующих типовым способам, существует ряд других мер, направленных на снижение потерь и ущерба от наводнений.
К общему составу предупредительных мероприятий могут быть отнесены следующие активные и пассивные меры:
посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;
распашка земли поперек склонов;
сохранение прибрежных водоохранных полос древесной и кустарниковой растительности;
строительство прудов и других искусственных водоемов в логах, балках и оврагах для перехвата талых и дождевых вод;
перевод систематически затопляемых пашен в луга и пастбища;
создание запасных летних лагерей для скота и мобильных доильных установок;
сооружение или ремонт ограждающих дамб, сплошного и поучасткового обваловывания;
закладка в проекты гидроузлов резервных объемов создаваемых водохранилищ;
организация и проведение срезки максимума половодья (паводка) за счет частичного сброса воды через напорный гидроузел в нижний бьеф и одновременного затопления резервной емкости водохранилища;
проведение, в случае необходимости, заблаговременной эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;
оперативное возведение простейших защитных сооружений (дамб) и принятие других мер для предохранения от затопления незащищенных объектов жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов (объектов здравоохранения, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения, канализации, очистных, пищевой промышленности, содержащих АХОВ и др.), а также объектов, имеющих высокую материальную и культурную ценность;
заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых районов;
частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций и учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;
санитарная очистка предполагаемых районов затопления;
техническая подготовка выявленных заранее плавсредств для использования при аварийно-спасательных и других неотложных работах во время наводнения;
оборудование объездных маршрутов для автотранспорта;
очистка дренажных дорожных труб, водостоков;
расширенная продажа населению водозащитной одежды и обуви и др.
Уменьшению последствий затоплений способствуют посадки лесозащитных полос, распашка земель поперек склонов (вдоль русел рек), террасирование склонов, создание дренажно-коллекторной сети. В результате скоротечных поверхностный сток превращается в замедленный подземный. Некоторый эффект дает строительство малых водоемов (прудов) на малых реках, а также запаней, копаней, сифонов и других емкостей в логах, балках и оврагах для перехвата талых вод. Широко применяется способ устройства ограждающих дамб.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей