4.1. Превентивные мероприятия по предупреждению наводнений и смягчению возможных последствий

Главными причинами ущерба от наводнений являются:

отсутствие системы адаптационных мероприятий, предусматривающей разработку и реализацию мер по регламентированию и хозяйственному освоению и застройке паводкоопасных территорий, сочетающих в себе экономические механизмы - регуляторы с рядом административных правовых ограничений (страхование от наводнений, регулирование застройки и т.д.);

низкая надежность существующих водозащитных дамб, обусловленная авральными способами их возведения;

отсутствие зонирования территорий по рискам паводковой опасности;

низкая устойчивость сети автодорог к функционированию в условиях паводка;

ограничение финансовых и материальных затрат на проведение предупредительных мероприятий и др.

Состояние существующих защитных и гидротехнических сооружений ухудшается (из-за недостатка средств на их эксплуатацию). Ряд водохранилищ не имеет водохозяйственных паспортов и инструкций по эксплуатации гидроузлов. Значительное их количество находится в аварийном и предаварийном состоянии и они не могут обеспечить безаварийный пропуск паводков.

Кроме того, положение усугубляется нарушением нормативных правил использования паводкоопасных территорий (увеличение площадей городской застройки, стеснение пойм инженерными сооружениями и т.д.). По данной причине значительно усилились отрицательные воздействия паводков на равнинной части ряда регионов страны.

Предупредительные меры, направленные на эти цели, могут быть разделены на три группы:

1 группа - меры прогнозно-аналитического характера;

2 группа - меры организационно-оперативного характера;

3 группа - инженерно-технические и другие профилактические мероприятия.

К мероприятиям 1 группы относятся: гидрологическое прогнозирование видов (типов) и масштабов затопления, анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления, оповещение органов управления и населения об угрозе затопления.

К мероприятиям 2 группы относятся:

заблаговременная подготовка проектов распорядительных документов для принятия должностными лицами органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций, объектов и сил территориальных подсистем РСЧС решений на проведение предупредительных мероприятий и ликвидацию последствий наводнения (о порядке эвакуации, охране имущества граждан, привлечении населения к работам, порядке движения транспорта, санитарно-эпидемических мероприятиях и т.д.);

планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организация их выполнения;

уточнение планов в части действий органов управления и сил при наводнении;

постановка задач органам управления, службам и силам РСЧС, приведение их, в случае необходимости, в готовность;

уточнение конкретного порядка взаимодействия органов управления РСЧС с органами военного командования, отраслями местного хозяйства, предприятиями, учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации;

проведение проверок готовности сил и средств РСЧС;

проведение необходимых инструктажей и тренировок органов управления и аварийно-спасательных формирований РСЧС;

подготовка системы связи и оповещения, организация взаимодействия с ГТРК по оповещению населения по радио и телевидению, разработка текстов сообщений на случай наводнения;

уточнение наличия выявленных заблаговременно плавсредств, других материально-технических ресурсов, пригодных для использования при осуществлении предупредительных мер и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, учебных заведений, других организаций, расположенных в зонах возможного затопления;

материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий;

организационная подготовка к использованию материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций;

информирование граждан о прогнозе наводнения и проведение разъяснительной работы по действиям населения в предвидении и ходе половодья (паводка).

Мероприятия III группы базируются в основном на типовых способах снижения последствий наводнений, к которым следует отнести:

уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени;

устройство дамб обвалования;

искусственное повышение поверхности территории;

спрямление и углубление русел, их расчистка, заключение в коллектор;

подсыпка территорий;

проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ;

регулирование русел и стока малых рек;

регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод;

дренажные системы и отдельные дренажи;

устройство дренажных прорезей для обеспечения связи "верховодки" и техногенного горизонта, имеющего хорошие условия разгрузки;

применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.).

Часть практических мероприятий, реализующих перечисленные способы, может проводиться только на долговременной основе, часть - в оперативном порядке в предвидении конкретного наводнения, часть - и оперативно и долговременно. Кроме мероприятий, соответствующих типовым способам, существует ряд других мер, направленных на снижение потерь и ущерба от наводнений.

К общему составу предупредительных мероприятий могут быть отнесены следующие активные и пассивные меры:

посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;

распашка земли поперек склонов;

сохранение прибрежных водоохранных полос древесной и кустарниковой растительности;

террасирование склонов;

строительство прудов и других искусственных водоемов в логах, балках и оврагах для перехвата талых и дождевых вод;

перевод систематически затопляемых пашен в луга и пастбища;

создание запасных летних лагерей для скота и мобильных доильных установок;

сооружение или ремонт ограждающих дамб, сплошного и поучасткового обваловывания;

закладка в проекты гидроузлов резервных объемов создаваемых водохранилищ;

организация и проведение срезки максимума половодья (паводка) за счет частичного сброса воды через напорный гидроузел в нижний бьеф и одновременного затопления резервной емкости водохранилища;

проведение, в случае необходимости, заблаговременной эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;

оперативное возведение простейших защитных сооружений (дамб) и принятие других мер для предохранения от затопления незащищенных объектов жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов (объектов здравоохранения, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения, канализации, очистных, пищевой промышленности, содержащих АХОВ и др.), а также объектов, имеющих высокую материальную и культурную ценность;

заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых районов;

частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций и учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;

санитарная очистка предполагаемых районов затопления;

техническая подготовка выявленных заранее плавсредств для использования при аварийно-спасательных и других неотложных работах во время наводнения;

оборудование объездных маршрутов для автотранспорта;

очистка дренажных дорожных труб, водостоков;

расширенная продажа населению водозащитной одежды и обуви и др.

Уменьшению последствий затоплений способствуют посадки лесозащитных полос, распашка земель поперек склонов (вдоль русел рек), террасирование склонов, создание дренажно-коллекторной сети. В результате скоротечных поверхностный сток превращается в замедленный подземный. Некоторый эффект дает строительство малых водоемов (прудов) на малых реках, а также запаней, копаней, сифонов и других емкостей в логах, балках и оврагах для перехвата талых вод. Широко применяется способ устройства ограждающих дамб.