3. Оплата труда
3.1. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются непосредственно в Организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Расходы на оплату труда и другие расходы Работодателей в пользу работников, предусмотренные настоящим Соглашением, а также коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, производятся в пределах средств, рассчитанных в соответствии с положениями раздела 8 настоящего Соглашения и утвержденных соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти при установлении цен (тарифов).
3.2. Работодатели обеспечивают:
а) повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
б) связь оплаты труда работников с результатами труда;
в) доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;
г) совершенствование нормирования труда.
3.3. Настоящее Соглашение определяет размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
- С 1 января 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8030 (Восемь тысяч тридцать) рублей, если иное не установлено коллективными договорами Организаций;
- С учетом упреждающей индексации при переходе в дальнейшем на изменение размера ММТС с периодичностью один раз в год с 1 июля 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8643 (Восемь тысяч шестьсот сорок три) рубля, если иное не установлено коллективными договорами Организаций;
В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
3.4. В целях координации действий работодателей Ассоциация "ЭРА России" рассчитывает, с учетом индекса потребительских цен в Российской Федерации, размер ММТС, после чего Ассоциация "ЭРА России" и ВЭП доводят его совместными адресными (индивидуальными) информационными письмами до сведения сторон социального партнерства Организаций, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению.
В целях информирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области установления тарифов (цен), Ассоциация "ЭРА России" с периодичностью два раза в год доводит до сведения руководителей указанных органов сведения о размере ММТС в электроэнергетике и актуальном перечне Организаций.
3.5. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации, а также социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе:
а) устанавливать тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем ММТС;
б) устанавливать в Организации другой порядок индексации тарифной ставки первого разряда промышленно-производственного персонала (ежеквартальный и иной).
3.6. В целях установления в Организациях тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем ММТС, работодатели при участии первичных профсоюзных организаций ВЭП могут осуществлять:
- пересмотр систем оплаты труда, включая изменение положений об оплате труда и материальном стимулировании работников;
- реализацию программ управления издержками;
- реализацию мероприятий по обеспечению учета регулятором экономически обоснованных расходов, понесенных Организацией;
- реализацию программ по повышению производительности труда, ликвидации неэффективных рабочих мест;
- реализацию мер по повышению энергоэффективности производства.
3.7. В целях доведения доли организаций, в полном объеме исполняющих обязательства по п. 3.3 настоящего Соглашения, до 100 процентов предусматривается следующее обязательство. Работодатели, не имеющие возможность единомоментно довести размер тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, вправе установить тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере ниже ММТС, обязаны разработать с участием полномочных представителей работников и не позднее 30 июня 2019 года утвердить программу по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда Организации до уровня ММТС в электроэнергетике.
3.8. Размер тарифных ставок (должностных окладов) непромышленного персонала изменяется соответственно изменению тарифных ставок (должностных окладов) работников, занятых в производственной деятельности.
3.9. С целью осуществления скоординированной политики в вопросах организации и оплаты труда работников работодатели могут применять "Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики", утвержденные Объединением РаЭл и ВЭП 14 ноября 2005 года, с учетом изменений и дополнений от 10 апреля 2008 года.
3.10. В целях обеспечения поступательного развития энергокомпаний, доведения размеров минимальных тарифных ставок до величин, предусмотренных пунктом 3.3 Соглашения, стороны социального партнерства Организаций признают приоритетность следующих направлений:
- повышение производительности труда;
- выявление неэффективных рабочих мест и оптимизация их количества.
3.11. Для реализации приоритетных направлений по повышению производительности труда, уровня оплаты труда работников:
3.11.1. Работодатели и первичные организации ВЭП:
а) выявляют неэффективные рабочие места в Организациях и принимают меры по повышению эффективности их использования;
б) вовлекают работников в реализацию мероприятий по управлению издержками;
в) вырабатывают согласованные подходы в прогнозировании потребностей Организаций в человеческом капитале;
г) совершенствуют структуру оплаты труда;
д) совершенствуют систему мотивации труда.
а) устанавливать дополнительные дифференцированные коэффициенты (не менее 1,0) к действующему (в соответствии с принятой в Организации системой оплаты труда, обеспечивающей выполнение минимальных гарантий, предусмотренных настоящим Соглашением) фонду оплаты труда в зависимости от территориального расположения обособленных структурных подразделений Организации и региональных особенностей рынка труда;
б) производить оценку профессиональных качеств работников и устанавливать повышенный размер оплаты труда работникам ключевых профессий Организаций;
в) устанавливать связь оплаты труда с достижением показателей, характеризующих деятельность Организации, и их превышением;
г) совершенствовать систему стимулирования и мотивации труда;
д) совершенствовать нормирование труда;
е) разрабатывать программы управления издержками в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
3.11.3. Первичные организации ВЭП:
а) содействуют выявлению неэффективных рабочих мест, вносят предложения по повышению эффективности их использования;
б) разъясняют работникам необходимость мероприятий по повышению производительности труда, вовлекают работников в такие мероприятия;
в) содействуют формированию инициативной позиции работников, направленной на достижение и превышение показателей, характеризующих деятельность Организаций, их структурных подразделений;
г) осуществляют анализ и обобщение поступающих от работников предложений по улучшению работы Организации;
д) вносят предложения по совершенствованию структуры оплаты труда и системы мотивации труда.
3.12. В Организациях устанавливаются системы материального стимулирования работников, в том числе учитывающие:
а) отсутствие аварий <2> в отчетном году по сравнению с предыдущим календарным годом;
--------------------------------
<2> Под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы (в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 "Об утверждении правил расследования причин аварий в электроэнергетике").
б) отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с предыдущим календарным годом;
в) отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
г) своевременное получение паспорта готовности Организаций к периоду осенне-зимнего максимума нагрузок;
д) отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности;
е) достижение в отчетном году Организацией намеченных финансовых результатов;
ж) повышение производительности труда.
3.13. При применении тарифных систем оплаты труда Работодатели обеспечивают тарификацию работ и присвоение тарифных разрядов работникам с учетом утвержденных в установленном порядке профессиональных стандартов, а также Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики.
Положения ЕТКС и ТКС действуют до вступления в силу разработанного в установленном порядке профессионального стандарта по соответствующей профессии (специальности).
3.14. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, применяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
3.15. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, устанавливаются размеры компенсаций в порядке, предусмотренном законодательством и коллективными договорами Организаций.
3.16. Оплата времени простоев не по вине работника производится в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При наличии финансовых возможностей в Организации может быть предусмотрена оплата времени простоев не по вине работника в большем размере.
3.17. Задержки выплаты заработной платы являются нарушением трудового законодательства, настоящего Соглашения.
3.18. Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 40 (сорок) процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Сторонам социального партнерства Организаций рекомендуется сохранить достигнутый уровень преференций работникам за работу в многосменном режиме.
3.19. Время для приемки смены работниками Организаций, работающими на оборудовании, эксплуатируемом в безостановочном режиме, оплачивается. Конкретная продолжительность времени и порядок его оплаты устанавливаются непосредственно в Организациях.
3.20. Стороны считают целесообразным при заключении коллективных договоров в Организациях фиксировать в коллективных договорах (приложениях к ним) основные вопросы оплаты труда, применяемые в Организации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей