1.1. Настоящие Методические рекомендации по планированию проверок при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом требований:
Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2017, N 18, ст. 2673);
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2017, N 18, ст. 2673);
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 28, ст. 4741);
Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2016, N 1, ст. 234);
Положения по организации планирования проверок и согласования проведения внеплановых проверок в Федеральном казначействе при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 237.
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования сотрудниками центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов при планировании проверок по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и отборе аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке.
1.3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие сокращения:
Аудиторская организация - аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
ВККР АО - внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Общественно значимые организации - организации, указанные в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
План - План деятельности центрального аппарата Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
План территориального органа - План деятельности территориального органа Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства - структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, ответственное за организацию осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Территориальные органы - территориальные органы Федерального казначейства, на которые в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. N 130 "Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" возложено исполнение государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.3. Целью разработки Методических рекомендаций является установление единого подхода к отбору аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке.
1.4. Задачами Методических рекомендаций являются:
установление единых методов и критериев отбора аудиторских организаций, подлежащих ВККР АО;
обеспечение применения циклического подхода и (или) риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий.
1.5. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок подготовки предложений структурного подразделения Федерального казначейства и структурных подразделений территориальных органов при отборе аудиторских организаций для включения в План и Планы территориальных органов.
1.6. Отбор аудиторских организаций, качество работы которых подлежит ВККР АО, должен строиться на сочетании циклического и (или) риск-ориентированного методов планирования.
Циклический подход предполагает осуществление плановой внешней проверки качества работы аудиторской организации с периодичностью, предусмотренной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Риск-ориентированный подход предполагает отбор аудиторских организаций на основе анализа рисков осуществления аудиторскими организациями аудиторской деятельности, в том числе в части соблюдения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев).
При этом во внимание принимаются, в частности, следующие обстоятельства:
- результаты предыдущих внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, в том числе недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, нарушения требований правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, нарушения в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и иные нарушения;
- результаты внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов;
- факты нарушения аудиторскими организациями законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев);
- случаи отзыва/аннулирования лицензий на осуществление определенных видов деятельности общественно значимыми организациями (в том числе отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций; аннулирования, отзыва, ограничения и приостановления действия лицензий страховых организаций; аннулирования лицензий негосударственных пенсионных фондов);
- случаи банкротства общественно значимых организаций;
- количество клиентов аудиторской организации, которые относятся к общественно значимыми организациям;
- оказание аудиторской организацией сопутствующих и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг в отношении общественно значимой организации, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которой осуществляется данной аудиторской организацией;
- наличие признаков нарушения независимости аудиторскими организациями;
- наличие признаков конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта у аудиторских организаций;
- превалирование немодифицированных мнений в аудиторских заключениях по итогам проведения обязательного аудита в общем количестве выданных аудиторских заключений по проведению обязательного аудита;
- соотношение количества аудиторов, состоящих в трудовых либо гражданско-правовых отношениях с аудиторской организацией, и количества аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, выполняемых такой аудиторской организацией, в течение определенного промежутка времени;
- наличие отрицательных отзывов о деятельности аудиторской организации в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- жалобы на деятельность аудиторской организации;
- наличие неснятой (непогашенной) судимости по экономическим преступлениям у бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации;
- наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации, а также юридических лиц, зарегистрированных за пределами Российской Федерации;
- наличие в средствах массовой информации сведений о ставших известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей