Документ не применяется. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по планированию проверок при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом требований:

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2017, N 18, ст. 2673);

Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2017, N 18, ст. 2673);

Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 28, ст. 4741);

Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2016, N 1, ст. 234);

Положения по организации планирования проверок и согласования проведения внеплановых проверок в Федеральном казначействе при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 237.

1.2. Методические рекомендации предназначены для использования сотрудниками центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов при планировании проверок по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и отборе аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке.

1.3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие сокращения:

Аудиторская организация - аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

ВККР АО - внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

Общественно значимые организации - организации, указанные в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

План - План деятельности центрального аппарата Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

План территориального органа - План деятельности территориального органа Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

Структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства - структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, ответственное за организацию осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

Территориальные органы - территориальные органы Федерального казначейства, на которые в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. N 130 "Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" возложено исполнение государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.3. Целью разработки Методических рекомендаций является установление единого подхода к отбору аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке.

1.4. Задачами Методических рекомендаций являются:

установление единых методов и критериев отбора аудиторских организаций, подлежащих ВККР АО;

обеспечение применения циклического подхода и (или) риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий.

1.5. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок подготовки предложений структурного подразделения Федерального казначейства и структурных подразделений территориальных органов при отборе аудиторских организаций для включения в План и Планы территориальных органов.

1.6. Отбор аудиторских организаций, качество работы которых подлежит ВККР АО, должен строиться на сочетании циклического и (или) риск-ориентированного методов планирования.

Циклический подход предполагает осуществление плановой внешней проверки качества работы аудиторской организации с периодичностью, предусмотренной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Риск-ориентированный подход предполагает отбор аудиторских организаций на основе анализа рисков осуществления аудиторскими организациями аудиторской деятельности, в том числе в части соблюдения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев).

При этом во внимание принимаются, в частности, следующие обстоятельства:

- результаты предыдущих внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, в том числе недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, нарушения требований правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, нарушения в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и иные нарушения;

- результаты внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов;

- факты нарушения аудиторскими организациями законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев);

- случаи отзыва/аннулирования лицензий на осуществление определенных видов деятельности общественно значимыми организациями (в том числе отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций; аннулирования, отзыва, ограничения и приостановления действия лицензий страховых организаций; аннулирования лицензий негосударственных пенсионных фондов);

- случаи банкротства общественно значимых организаций;

- количество клиентов аудиторской организации, которые относятся к общественно значимыми организациям;

- оказание аудиторской организацией сопутствующих и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг в отношении общественно значимой организации, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которой осуществляется данной аудиторской организацией;

- наличие признаков нарушения независимости аудиторскими организациями;

- наличие признаков конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта у аудиторских организаций;

- превалирование немодифицированных мнений в аудиторских заключениях по итогам проведения обязательного аудита в общем количестве выданных аудиторских заключений по проведению обязательного аудита;

- соотношение количества аудиторов, состоящих в трудовых либо гражданско-правовых отношениях с аудиторской организацией, и количества аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, выполняемых такой аудиторской организацией, в течение определенного промежутка времени;

- наличие отрицательных отзывов о деятельности аудиторской организации в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- жалобы на деятельность аудиторской организации;

- наличие неснятой (непогашенной) судимости по экономическим преступлениям у бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации;

- наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации, а также юридических лиц, зарегистрированных за пределами Российской Федерации;

- наличие в средствах массовой информации сведений о ставших известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица.