2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы водитель должен:

надеть специальную одежду и специальную обувь. Одежда должна быть застегнута, специальная обувь зашнурована. Запрещается носить специальную одежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами;

пройти предрейсовый медицинский осмотр;

получить целевой инструктаж по охране труда об условиях работы, особенностях перевозимого груза и по мерам безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

проверить наличие и исправность СИЗ простейшими способами (электрозащитные средства дополнительно должны быть проверены перед каждым применением);

проверить укомплектованность автомобиля и провести техническое обслуживание;

проверить наличие первичных средств пожаротушения, а также наличие на огнетушителях одноразовых пломб с указанием даты зарядки;

наличие и комплектность медицинской аптечки в соответствии с установленными нормами;

проверить чистоту автомобиля.

В случае отправления в длительный рейс (продолжительностью более одних суток) водитель должен укомплектовать автомобиль исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса и цепями противоскольжения (в зимнее время).

2.2. Водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о необходимости пристегнуться ремнями безопасности, о том, что стоять в салоне (кузове) движущего автомобиля запрещено.

2.3. Простейшие способы проверки исправности СИЗ:

осмотр диэлектрических перчаток на отсутствие внешних повреждений (скручиванием от рукава к пальцам), проверка сроков их испытаний;

осмотр крепления и стекла очков защитных открытых или щитка защитного лицевого на отсутствие повреждений;

проверка исправности указателя напряжения (вольтметра) с помощью предназначенных для этой цели специальных приборов или приближением к токоведущим частям, заведомо находящимся под напряжением;

осмотр корпуса и внутренней оснастки каскетки на отсутствие повреждений, проверка плотности ее фиксации на голове ремнем.

Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить.

2.4. Перед осмотром или техническим обслуживанием автомобиля водитель должен:

заглушить двигатель;

надежно затормозить автомобиль стояночным тормозом;

уложить противооткатные упоры под колеса в сторону уклона;

отключить аккумуляторные батареи;

снять давление в пневматической системе (при наличии).

Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки автомобиля необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их пролива.

Перед обслуживанием автомобиля на подъемнике водитель должен вывесить на пульте управления подъемником табличку с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди!".

Запрещается:

поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

подкладывать под вывешенный автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных домкратов;

оставлять автомобиль после окончания работ, вывешенным на подъемниках или домкратах;

проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

производить техническое обслуживание автомобиля с пассажирами в салоне.

2.5. При осмотре автомобиля водитель должен выполнить работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием, и проверить:

исправность механизмов, систем, узлов и другого оборудования;

отсутствие трещин в несущих или ответственных элементах;

исправность крепления колес;

состояние протектора и поверхностей колес;

исправность пола, ступенек (подножек) и поручней, отсутствие на их поверхности масляных пятен и наледи (в зимнее время года);

исправность замков дверей;

состояние и исправность остекления автомобиля, крепления кресел, ремней безопасности, зеркал заднего вида и солнцезащитных штор;

наличие и комплектность инструмента, запасных частей, инвентаря;

состояние и исправность ремней безопасности;

качество освещения салона автомобиля;

работу двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя (при наличии);

наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;

отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;

отсутствие посторонних предметов (инструмент, запасные части и т.д.) на кузове или под капотом;

отсутствие течи в системах;

давление в колесах;

исправность принудительной вентиляции;

исправность системы отопления (в зимнее время);

проверить наличие противооткатных упоров (не менее двух штук) для подкладывания под колеса;

наличие знака аварийной остановки;

наличие приспособлений для буксировки автомобиля;

наличие, работоспособность, целостность и чистоту стекол фар, сигнальных и габаритных фонарей и электроламп;

наличие запасных электроламп;

тормоза;

сигнализацию;

работоспособность бортового компьютера или элементов приборной панели;

действие звукового сигнала;

уровни топлива, масла и охлаждающей жидкости.

2.6. Запрещается выезд автомобиля при неисправности или отсутствии:

основного или стояночного тормозов;

средств освещения и сигнализации;

укомплектованной медицинской аптечки;

первичных средств пожаротушения;

прибора подачи звукового сигнала;

освещения салона;

поручней, входных дверей и ступенек (подножек).

2.7. Допуск к работе и запрет на эксплуатацию автомобиля по техническому состоянию производится в соответствии с эксплуатационной документацией и Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

2.8. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки и подготовки автомобиля к работе, водитель должен доложить непосредственному руководителю для принятия им решения о мерах по их устранению.