1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для водителя автомобиля, предназначенного для перевозки бригад по обслуживанию и ремонту объектов инфраструктуры ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-141-2018 (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при работе на легковых автомобилях всех типов, грузовых автомобилях всех типов грузоподъемностью до 10 т, автобусах габаритной длиной до 7 м (далее - автомобиль).

1.2. Действие Инструкции распространяется на работников филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", выполняющих обязанности водителя автомобиля (далее - водитель).

1.3. В структурном подразделении ОАО "РЖД", эксплуатирующем автомобиль, должна быть разработана инструкция по охране труда для работника с учетом местных условий (типа автомобиля, организационных форм эксплуатации автомобиля, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для его эксплуатации, ремонта и т.п.) и требований:

Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 6 февраля 2018 г. N 59н;

настоящей Инструкции;

технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя соответствующего автомобиля (далее - эксплуатационная документация).

В Инструкции по охране труда для работника должны быть приведены необходимые схемы маршрутов служебного прохода и движения транспортных средств по территории структурного подразделения (в отдельных приложениях), перечень и место хранения средств коллективной и индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

Во время работы на работников могут воздействовать следующие основные опасные (воздействие которых может создать угрозу жизни работника или риск развития острого профессионального заболевания) и вредные (воздействие которых может привести к профессиональному заболеванию работника) факторы, которые подразделяются на факторы производственной среды и факторы производственного процесса и определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда:

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

факторы, связанные с аномальными микроклиматическими параметрами воздушной среды, температурой и относительной влажностью воздуха, скоростью движения (подвижностью) воздуха на рабочем месте (месте производства работ);

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

повышенный уровень и другие неблагоприятные характеристики шума;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

повышенный уровень общей и локальной вибрации;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

факторы, связанные с чрезмерным загрязнением воздушной среды в зоне дыхания (в том числе пониженной или повышенной ионизацией) и (или) аэрозольным составом воздуха;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

отсутствие или недостаток необходимого естественного или искусственного освещения;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

повышенная концентрация аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (пыль в воздухе рабочей зоны, взвеси вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны);

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

воздействие общей вибрации (колебания всего тела, передающиеся с рабочего места);

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

физические перегрузки при чрезмерных физических усилиях при подъеме предметов и деталей, при перемещении предметов и деталей, при стереотипных рабочих движениях и при статических нагрузках, при неудобной рабочей позе, в том числе при наклонах корпуса тела работника более чем на 30°;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

монотонность труда при выполнении однообразных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорных нагрузок;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

новые, непривычные виды труда, связанные с отсутствием информации, умений для выполнения новым видам работы;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

напряженный психологический климат в коллективе, стрессовые ситуации, в том числе вследствие выполнения работ вне места постоянного проживания и отсутствия иных внешних контактов;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

нервно-психические и физические перегрузки.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

Во время работы на работников могут воздействовать следующие основные опасности (воздействие которых может привести к травмам):

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

неприменение СИЗ или применение поврежденных, не сертифицированных, не соответствующих размерам, не соответствующих выявленным опасностям, составу или уровню воздействия вредных факторов;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

выполнение работ на скользких, обледенелых, зажиренных, мокрых опорных поверхностях;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

предметы и элементы конструкции, расположенные на путях следования, в том числе из-за неправильной организации рабочего места;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

перепад высот, отсутствие ограждения на высоте свыше 5 м;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

подвижной состав и другие транспортные средства;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

подвижные части оборудования, механизмов и инструментов, а также другие опасности, связанные с затягиванием работника в механизмы и агрегаты;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

мелкие стружки, мелкие осколки, крупнодисперсная пыль, другие опасности, связанные с повреждением глаз вследствие попадания инородного тела;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

осколки оборудования, деталей, инструмента, стекла, острые кромки и заусенцы, металлическая стружка, другие опасности, связанные с получением пореза или колотой раны;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

инструмент, груз, заготовки, материал или иной предмет, перемещаемый или поднимаемый, в том числе на высоту, плохо или неправильно закрепленные детали или заготовки, а также другие опасности, связанные с получением удара;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

нефть, нефтепродукты, смазочные масла, чистящие и обеззараживающие, дезинфицирующие вещества, воздействующие на кожные покровы;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

поверхности, жидкости или газ, имеющие высокую температуру;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

электрический ток, шаговое напряжение, наведенное напряжение в отключенной электрической цепи и другие опасности, связанные с воздействием электрического тока, статического электричества;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

насилие от враждебно настроенных работников или других лиц;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

недостаточная видимость (различимость) работника для других лиц, в том числе управляющих опасными машинами или механизмами.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

Перечень профессиональных рисков, которые могут воздействовать на работника в процессе работы:

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

наезд, удар, зажатие подвижным составом;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

падение с высоты;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

падение, обрушение грузов или материалов;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

воздействие разлетающихся предметов;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

поражение электрическим током;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

удар, придавливание, захват инструментом;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

спотыкание в процессе передвижения;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

дорожно-транспортное происшествие.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2023 N 747/р)

1.4. К самостоятельной работе по управлению и техническому обслуживанию автомобиля допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:

медицинские осмотры (предварительные, периодические);

психиатрическое освидетельствование;

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

профессиональное обучение и стажировку на рабочем месте;

инструктаж по электробезопасности с присвоением I группы по электробезопасности неэлектротехнического персонала (оформляется в Журнале учета присвоения группы I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, удостоверение не выдается);

вводный и первичный противопожарные инструктажи;

обучение мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума без отрыва от производства в комиссии структурного подразделения;

обучение и проверку знаний требований охраны труда;

обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

В процессе трудовой деятельности водитель должен систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, пожарной и электробезопасности и проходить:

повторные инструктажи по охране труда - не реже 1 раза в 3 месяца;

инструктажи по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ с тренировкой навыков по их применению - во время первичного и повторных инструктажей по охране труда;

внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;

повторный инструктаж по пожарной безопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев;

повторный инструктаж по электробезопасности с присвоением I группы по электробезопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев;

очередную проверку знания требований охраны труда - не реже 1 раза в 3 года;

при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

1.5. Водитель, успешно прошедший проверку знаний по вышеперечисленным вопросам, допускается к управлению и обслуживанию автомобиля приказом начальника структурного подразделения с закреплением за конкретным автомобилем.

При исполнении служебных обязанностей водитель должен иметь при себе служебное удостоверение, водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, предупредительный талон по охране труда.

1.6. Водителю запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.7. Водитель должен знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД);

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Правила по охране труда на автомобильном транспорте;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях;

Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД";

эксплуатационную документацию автомобиля;

порядок организации контроля по "Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте";

правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

требования пожарной безопасности согласно утвержденной для каждого типа автомобиля инструкции о мерах пожарной безопасности;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ;

маршруты служебных проходов и проездов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;

требования санитарии и личной гигиены;

правила пользования СИЗ;

порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

порядок действий при возникновении аварии или аварийной ситуации;

требования настоящей Инструкции.

1.8. Водитель должен знать (в объеме должностных обязанностей):

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть в процессе работы, и меры защиты от их воздействия;

места расположения медицинской аптечки и первичных средств пожаротушения;

номера телефонов экстренных служб;

места с плохой видимостью и особо сложными условиями на участках выполнения работ при эксплуатации и обслуживании автомобиля.

1.9. Водитель в процессе работы обязан:

применять безопасные приемы выполнения работ;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, звуковых и световых сигналов;

обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;

сохранять в исправном состоянии и содержать в чистоте оборудование и инвентарь автомобиля;

носить во время работы специальную одежду, специальную обувь, содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться СИЗ;

следить за исправностью систем, механизмов, предохранительных узлов и осветительных приборов на автомобиле;

следить за наличием и комплектностью медицинской аптечки, первичных средств пожаротушения и СИЗ;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.

1.10. Водителю запрещается:

приступать к выполнению разовой работы, не связанной с его прямыми обязанностями, без получения от непосредственного руководителя или руководителя работ целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

допускать пребывание в автомобиле посторонних лиц;

допускать превышение численности работников, перевозимых на автомобиле (далее - пассажиры), установленной нормами эксплуатационной документации, а также количества мест, специально оборудованных для их удобного и безопасного размещения;

допускать перевозку инструмента в одном салоне (отсеке) совместно с пассажирами;

производить посадку (высадку) пассажиров на расстоянии ближе 10 м от крайнего рельса железнодорожного пути;

управлять автомобилем с открытыми или снятыми дверями;

держать открытым топливный бак;

выполнять работу при отсутствии необходимых по технологии производства работ СИЗ, инструмента или материалов;

снимать ограждения и защитные кожухи вращающихся частей двигателя, кроме времени проведения ремонтных или профилактических мероприятий;

производить заправку или очистку топливного бака при работающем двигателе;

очищать горючими жидкостями кузов, детали и агрегаты;

перевозить горюче-смазочные материалы и взрывоопасные вещества;

оставлять без надзора автомобиль с работающим двигателем;

покидать водительское место, не поставив рычаг переключения передач в нейтральное положение и не затормозив автомобиль стояночным тормозом;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, во время управления автомобилем или при нахождении на железнодорожных путях;

отдыхать или спать в кабине автомобиля при работающем двигателе;

въезжать в зону валки леса;

носить украшения, которые могут привести к травме во время работы;

пользоваться неисправными СИЗ;

приступать к выполнению работы без использования специальной одежды, специальной обуви или других необходимых для данной работы СИЗ;

поднимать грузы (разовый подъем тяжестей без перемещения) массой свыше 50 кг, а грузы свыше 80 кг поднимать без применения грузоподъемных приспособлений;

эксплуатировать оборудование, вращающиеся части которого не защищены ограждающими сетками или щитками;

нарушать требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности.

1.11. По прибытии к месту командирования в другое структурное подразделение водитель должен пройти вводный, первичный и целевой инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы и местных условий.

1.12. Режимы труда и отдыха водителя должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.

1.13. Во время работы на водителя могут воздействовать следующие основные опасные и вредные факторы, которые подразделяются на факторы производственной среды и факторы производственного процесса:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);

движущиеся транспортные средства;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;

повышенная подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

наличие скользких и неровных поверхностей в рабочей зоне;

возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей.

1.14. В соответствии с пунктом 428 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. N 582н, водителю выдается:

костюм "Механизатор-Л" или комбинезон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;

перчатки с полимерным покрытием;

перчатки трикотажные;

ботинки юфтевые на полиуретановой подошве;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом;

рукавицы утепленные, или перчатки утепленные.

Дополнительно:

фартук из прорезиненной ткани;

перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов;

нарукавники из полимерных материалов.

Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.

Дополнительно водителю должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудносмываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.

В зависимости от характера выполняемых работ водитель должен быть дополнительно обеспечен очками защитными, щитком защитным лицевым, респиратором, маской (полумаской) со сменными фильтрами, каской облегченной защитной (каскеткой), рукавицами, наколенниками, лежаками и другими СИЗ.

1.15. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья водитель должен сообщить о происшествии руководителю работ или непосредственному руководителю и приступить к оказанию первой помощи.

Работодатель должен обеспечить доставку пострадавшего водителя в медпункт или ближайшее медицинское учреждение для оказания ему помощи.

1.16. Водитель должен сообщать непосредственному руководителю и руководителю работ обо всех нарушениях, в том числе настоящей Инструкции, обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, первичных средств пожаротушения и СИЗ.

1.17. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены:

хранить одежду и обувь в специально оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях в шкафчиках;

содержать места для хранения одежды и обуви в чистоте и порядке;

хранить личную одежду и обувь отдельно от специальной одежды и специальной обуви;

следить за исправностью специальной одежды и специальной обуви (обеспечение специальной одеждой и специальной обувью, их хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);

использовать разрешенные к применению очищающие пасты после работ с вредными веществами;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочем месте;

хранить специальную одежду и специальную обувь в непредназначенных для этого местах.

1.18. При нахождении на железнодорожных путях водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетым в сигнальный жилет со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом со стороны спины, указывающим принадлежность к структурному подразделению, а со стороны груди - принадлежность к региональной дирекции (хозяйству дирекции инфраструктуры);

проходить вдоль путей в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 м от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки и отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место спуска на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при спуске; в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю по исправным тротуарам (настилам), а в случае их отсутствия двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава. Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

Запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста, вне площадки убежища, во время прохода подвижного состава;

подходить к краю пассажирской платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты заходить за нее.

1.19. При следовании на работу и с работы, к месту стоянки автомобиля, при передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения водителю следует соблюдать следующие требования:

проходить необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному установленным порядком (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и переходить путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.20. Водитель должен соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать самому и не наезжать автомобилем на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным и оголенным проводам, арматуре общего освещения, зажимам (клеммам), контактам и другим токоведущим частям электрооборудования автомобиля;

не заменять плавкие предохранители промышленного производства самодельными, некалиброванными, нестандартными;

не использовать временную или неисправную электропроводку;

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо, масло и другие жидкости;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены;

обеспечивать (соблюдать) расстояние не менее 2 м от крайней ближайшей точки металлоконструкции автомобиля до находящихся под напряжением и неогражденных частей контактной сети или ВЛ.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться самому или допускать приближение используемого инструмента (приспособления) к находящимся под напряжением, не огражденным и не заземленным проводам или частям контактной сети и ВЛ на расстояние менее 2 м;

касаться опор контактной сети, ВЛ и спусков заземления на данных опорах;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме, шпалах, подвижном составе, опорах контактной сети или ВЛ провода следует считать находящимися под напряжением. К ним, а также к объектам, на которых они лежат, нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м.

1.21. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда водитель имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.

1.22. Ответственность за правильную эксплуатацию автомобиля и за соблюдение требований охраны труда, электро- и пожарной безопасности несет водитель.

Водитель, не выполняющий требования Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.