3.3. Требования охраны труда при погрузке, выгрузке и складировании твердого топлива и других грузов

3.3.1. Приступать к выгрузке разрешается только после полной остановки вагонов, закрепления вагонов тормозными башмаками и ограждения переносными сигналами.

3.3.2. Снятие сигналов ограждения должно производиться только после окончания работ и удаления руководителем работ всех работников от вагона на безопасное расстояние.

3.3.3. Тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках комбинированных (рукавицах).

3.3.4. Погрузка и выгрузка твердого топлива (угля, дров, брикетов торфа, древесного угля (далее - брикеты) и т.п.) должна производиться механизированным способом с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.

3.3.5. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением ГПМ работники должны пользоваться защитными касками.

3.3.6. Погрузка и выгрузка твердого топлива из полувагонов железнодорожным краном должна производиться по сигналам и под наблюдением ответственного за безопасное производство работ, который должен находиться в зоне видимости машиниста крана в безопасном месте, обеспечивающем хорошую видимость операций, производимых краном.

3.3.7. При выполнении на складах топлива погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузозахватного устройства бригадой не менее двух стропальщиков;

строповку, зацепку груза производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;

перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, вагона, автомобиля в опасной зоне не находится стропальщик или другие лица;

подъем, опускание, перемещение груза выполнять плавно, без рывков;

для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;

груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на его пути предметов;

немедленно приостанавливать работу по сигналу "Стоп" независимо от того, кем он подан;

опускать груз необходимо в предназначенное и подготовленное для него на ровной поверхности место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него строп.

3.3.8. Во время выгрузки твердого топлива работникам запрещается находиться под грейфером, в зоне разворота стрелы крана, перемещения крана по путям, в полувагоне, на платформе и кузове автомобиля.

3.3.9. Работы грузоподъемными кранами вблизи воздушной линии электропередачи следует производить по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности при обязательном присутствии руководителя работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами) в зоне погрузки и выгрузки.

3.3.10. Погрузку и выгрузку смерзшегося угля или слипшегося брикета производить под руководством дежурного по складу, бригадира или другого лица, ответственного за безопасное производство работ, с применением пневматического инструмента, виброрыхлителей или других механизмов.

3.3.11. Перед погрузкой и выгрузкой смерзшихся и слежавшихся грузов должна быть восстановлена их сыпучесть. Работники для этого должны применять пневматический инструмент, виброрыхлители или другие механизмы.

3.3.12. Ручная пробивка смерзшихся сыпучих материалов допускается только сверху. При использовании ручного пневматического инструмента необходимо применять виброзащитные рукавицы.

3.3.13. Пробивка смерзшихся грузов при открытых люках полувагона не допускается.

3.3.14. Запрещается выбирать уголь (брикет и др.) в нижней части штабеля, оставляя верхнюю часть в нависающем положении, грозящем обрушением, а работникам - находиться на откосах штабеля.

3.3.15. Не допускается восстановление сыпучести грузов в вагонах соударением их с другими вагонами или стационарными устройствами, разбивание груза грузозахватными приспособлениями, а также оттаивание груза открытым пламенем.

3.3.16. Пробивку угля в бункерах необходимо производить с помощью шеста с применением лестницы, удерживающей привязи и страхующих канатов для спуска в бункер. Работа выполняется бригадой в составе не менее трех человек.

3.3.17. При погрузке и выгрузке пылящих навалочных и сыпучих грузов работникам должны быть выданы защитные очки и респираторы.

3.3.18. Ручную очистку полувагона, платформы и кузова автомобиля от остатков груза следует производить после остановки работы крана, при отведенной стреле крана.

3.3.19. При входе в полувагон для очистки от остатков груза и выходе из него необходимо пользоваться прошедшими испытание исправными лестницами.

3.3.20. При погрузке и разгрузке платформ и полувагонов запрещается грузить кусковые или смерзшиеся навалочные грузы, весом отдельных кусков более 100 кг, с раскрыванием грейфера на высоте более 2,3 м от пола вагона или поверхности груза.

3.3.21. Формирование штабеля угля следует производить наращиванием его высоты путем послойной укладки угля одновременно по всей длине подштабельной площадки правильной формы с углом откоса 45°.

3.3.22. При разгрузке угля из полувагонов на повышенных путях перед открыванием люков следует убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих передвижению работников, а также в исправности запоров, исключающих самопроизвольное открывание люков.

3.3.23. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов следует открывать и закрывать люки специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии, а на эстакадах и железнодорожных путях, расположенных на высоте более 2,5 м, открытие люков следует производить со специальных мостков.

3.3.24. Открывать люки полувагонов следует последовательно с двух сторон от одной торцевой стены к другой, работники при этом должны находиться сбоку от люков. Открывать люки из-под вагона запрещается.

3.3.25. В момент открывания запорного крюка работники должны находиться сбоку от открываемого люка на расстоянии не менее 1 м.

3.3.26. Не допускается нахождение работников в вагоне при открытии люков хопперов и полувагонов.

3.3.27. При открытии люков работники должны пользоваться защитными очками.

3.3.28. Люки вагонов должны закрываться с помощью люкоподъемников. При отсутствии люкоподъемников люки полувагонов закрываются вручную бригадой в составе не менее трех человек: двое должны осуществлять подъем крышки люка подручными приспособлениями (на ломах), третий должен лом заводить в проушину и прижимать крышку к раме полувагона, крышка фиксируется, после чего должны устанавливаться предохранительные секторы (замки).

3.3.29. Пуск и работа механизмов углеподающих эстакад запрещается при наличии следующих неисправностей:

надрыве транспортерной ленты или каната, изношенных сверх допускаемых норм браковки;

поломке зубьев в шестеренных передачах, спадании канатов лебедок с блоков и роликов;

неисправности рычагов управления и тормозов;

перекосе скипа или кабины лифтового подъемника;

неисправности ловителей скиповых или лифтовых подъемников;

неисправности канатного зажима или захвата вагонеток (трудность включения или выключения, проскальзывание каната, обрыв проволок каната и пр.);

появления резких толчков во время работы лебедки скипового или лифтового подъемника, при которых может произойти обрыв троса;

неисправности блокировок;

сходе с рельсов сбрасывающей тележки ленточного транспортера и др.

3.3.30. При формировании штабелей угля необходимо следить за соблюдением габарита приближения строений. Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, должны располагаться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса не ближе 2 м при высоте штабеля до 1,2 м и не менее 2,5 м при большей высоте штабеля.

3.3.31. Выгрузку (погрузку) бочек и ящиков с пластичными смазками из крытых вагонов необходимо производить при помощи погрузчиков.

3.3.32. В отдельных случаях допускается перемещение ящиков вручную, бочек - перекатыванием, с использованием слег и канатов.

3.3.33. При подъеме и перемещении тяжестей вручную необходимо соблюдать нормы допустимых величин. Допустимая разовая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема (без перемещения) тяжестей: мужчинами - не более 50 кг; женщинами - не более 15 кг.

Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов.

Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг.

Перемещать вручную груз массой до 80 кг разрешается, если расстояние до места размещения груза не превышает 25 м (в остальных случаях применяются тележки, вагонетки, тали). При перемещении грузов на тележках прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг для женщин и 15 кг для мужчин.

Длинномерные грузы должны переноситься на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде руководителя работ.

Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин.

3.3.34. Бочки перекатывают по горизонтальной поверхности от себя, не допуская сильного разгона. Бочки массой до 35 кг допускается грузить (выгружать) без применения канатов. Рабочие должны находиться по бокам перемещаемой бочки.

3.3.35. Ящики и бочки должны укладываться устойчивыми штабелями как в вагоне при погрузке, так и на площадках склада при выгрузке. Бочки следует укладывать вверх пробками.

3.3.36. Высота штабелей на территории склада топлива при укладке вручную допускается не более 3 м, при помощи погрузчиков - на поддонах в 2 - 4 яруса. При укладке бочек во второй и третий ярусы между ними должны быть уложены прокладки из досок. Крайние бочки закрепляют от раскатывания клиньями с обеих сторон каждого яруса. Между штабелями должны быть обеспечены проходы шириной не менее 1 м и проезды для электропогрузчиков шириной 3 м.

3.3.37. Штабеля ящиков высотой более 2,5 м, бочек, уложенных в 2 ряда и более, должны быть ограждены. Расстояние от ограждения до штабеля должно быть не менее 1,5 м.

3.3.38. Деревянные бочки с пластичными смазками емкостью 200 л должны грузиться в железнодорожный вагон в два яруса, а при наличии бочек меньшей емкости - в три яруса, при этом бочки первого и второго ярусов устанавливают на торец, а третий, загруженный бочками меньшей емкости - в накат пробками вверх.

3.3.39. При загрузке в кузов автомашины, бочки должны устанавливаться на торец пробками вверх и закрепляться прокладками (упорами) для исключения перемещений при транспортировании.

3.3.40. Запрещается при разгрузке автомобиля сбрасывать бочки на землю.