2.1. Требования охраны труда при маневровой работе на путях складов топлива

2.1.1. Маневровая работа на железнодорожных путях складов топлива должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [31], Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования [57].

2.1.2. Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования склада топлива разрабатывается в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 23.12.2013 N 2859р с учетом местных условий. Один экземпляр инструкции передается начальнику склада для ознакомления причастных работников под роспись с условиями маневровой работы, указанными в техническо-распорядительном акте (ТРА) железнодорожной станции (примыкания).

В данной инструкции должны быть отражены:

характеристика соединительных железнодорожных путей, ведущих к складу топлива;

места с нарушением приближения габарита строений;

порядок производства маневровой работы;

порядок ввода и вывода подвижного состава на территорию склада топлива;

порядок закрепления подвижного состава на железнодорожных путях складов топлива;

правила нахождения работников на железнодорожных путях и безопасные маршруты служебных проходов;

опасные места, меры безопасности при проследовании опасных и негабаритных мест;

места нахождения руководителя маневров (кондуктора грузового поезда) и других работников во время маневров;

обязанности работников, участвующих в маневровой работе;

меры безопасности при закреплении подвижного состава, при соединении и разъединении тормозных рукавов;

количество тормозных башмаков, кто и когда производит их укладку и снятие, с какой стороны производится укладка тормозных башмаков;

порядок применения ручных и звуковых сигналов, радиосвязи, средств индивидуальной защиты.

2.1.3. Подача подвижного состава на базу топлива должна производиться с разрешения и в присутствии начальника склада топлива (его заместителя, дежурного по складу, старшего по смене).

Порядок заезда маневрового локомотива на пути базы топлива производится после согласования руководителем маневров с лицом, распоряжающимся маневрами в данном районе о возможности подачи или вывода вагонов. Данный порядок устанавливается в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях склада топлива.

2.1.4. Расцепка вагонов (цистерн) на повышенных разгрузочных железнодорожных путях и эстакадах должна производиться после остановки вагонов (цистерн).

2.1.5. Для подъема руководителя маневров на повышенный разгрузочный железнодорожный путь или эстакаду необходимо оборудование их лестничными маршами. В исключительных случаях, при неисправности стационарных лестничных маршей, для подъема на повышенный разгрузочный железнодорожный путь, применяют переносные лестницы, прошедшие соответствующее испытание, с выделением работника склада топлива для страховки руководителя маневров при подъеме и спуске с лестницы.

2.1.6. Отцепка локомотива разрешается только после закрепления вагонов (цистерн) тормозными башмаками в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации [31] и ограждения переносными сигналами в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [31].

Тормозные башмаки должны быть исправны и соответствовать установленным требованиям [119]: окрашены в яркий цвет и иметь три поперечные полосы на горизонтальной плоскости и обоих бортах полоза, а также инвентарный номер на боковой или торцевой поверхности корпуса опорной колодки, которые наносятся белой краской.

Каждый эксплуатируемый тормозной башмак должен иметь маркировку (клеймение), которая наносится специальными клеймами на верхнюю горизонтальную поверхность полоза тормозного башмака на расстоянии не более 70 мм от опорной колодки.

Тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках комбинированных (рукавицах).

2.1.7. Работникам запрещается:

эксплуатировать немаркированные и неклейменые тормозные башмаки, а также башмаки с лопнувшей головкой, покоробленной и изогнутой подошвой, лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы, ослабленным креплением головки с подошвой, изогнутой и надломленной рукояткой или без нее, поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы, с оледенелой или замасленной подошвой, а также с нечеткой маркировкой (клеймом);

укладывать тормозные башмаки под движущиеся локомотивы;

при укладке тормозных башмаков заходить в колею железнодорожного пути;

использовать вместо тормозных башмаков деревянные клинья и прочие предметы.

2.1.8. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должны быть приняты меры по исключению случайной подачи на место производства этих работ другого подвижного состава.

Ограждение места работ производится на период их выполнения и снимается после их окончания по указанию лица, ответственного за производство работ.

Порядок постановки и снятия ограждения должен быть разработан применительно к местным условиям, отражен в местном технологическом процессе, утвержденном в установленном порядке.

Снятие сигналов ограждения должно производиться только после окончания работ и удаления руководителем работ всех работников от вагона на безопасное расстояние.

2.1.9. Скорость передвижения вагонов (цистерн) на повышенных разгрузочных железнодорожных путях и эстакадах не должна превышать 3 км/ч.

2.1.10. Маневры толчками, а также сцепление и расцепление вагонов во время движения не допускается.

2.1.11. Перед началом передвижения вагонов (цистерн) руководитель работ по радиосвязи должен предупредить работников складов топлива, находящихся вблизи вагонов о начале передвижения, убедиться в отсутствии препятствий для передвижения вагонов, а также в отсутствии людей под вагонами и на пути их движения.

2.1.12. Подача цистерн с нефтепродуктами на эстакаду должна производиться только вперед, при помощи обгонного пути или с вытяжного пути.

2.1.13. По обе стороны от сливоналивных устройств или отдельно стоящих на железнодорожных путях стояков (на расстоянии двух двухосных или одного четырехосного вагонов) должны быть установлены сигнальные знаки - контрольные столбики, за которые запрещается заходить локомотивам.