3.1. Требования к зданиям, производственным помещениям, территории, сооружениям и устройствам складов топлива

3.1.1. Здания и помещения должны содержаться в исправном состоянии и чистоте. В зимнее время крыши и карнизы зданий должны своевременно очищаться от снега и наледей.

Вокруг территории склада топлива должна быть санитарно-защитная зона 50 м до границы жилой застройки.

В особых случаях необходимо предусмотреть уменьшение санитарно-защитной зоны до границ жилых застроек с согласованием с органами Роспотребнадзора в установленном порядке.

3.1.2. В помещениях и на территории складов топлива должны быть обеспечены противопожарные мероприятия в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 [68], ГОСТ 12.4.009-83* [84], СП 110.13330.2011 [112].

3.1.3. Наружное и внутреннее цветовое оформление зданий, сооружений и оборудования помещений должны быть выполнены в соответствии с указаниями по цветовой отделке интерьеров эксплуатируемых предприятий железнодорожного транспорта.

3.1.4. Территория склада топлива должна быть ограждена продуваемой несгораемой оградой высотой не менее 2 м. В целях усиления охраны склада допускается производить сплошное ограждение металлическим профилем с созданием разрыва 20 см между ограждением и поверхностью основания.

Территория склада топлива должна содержаться в чистоте и систематически очищаться от отходов производства, мусора, опавших листьев, сухой травы.

Промасленные обтирочные концы и другие пожароопасные производственные отходы должны храниться на специально отведенных участках в закрываемых металлических ящиках. Производственные отходы, не подлежащие утилизации, следует регулярно убирать и вывозить с территории склада.

3.1.5. Открытые стоянки автомобилей на складских территориях допускается располагать не ближе 10 м от зданий, сооружений и площадок хранения грузов, а от глухих противопожарных стен - не менее 2 м.

3.1.6. Эстакады и другие разгрузочные устройства для выгрузки угля должны располагаться не ближе 50 м от складов тарных и штучных грузов и контейнерных пунктов.

3.1.7. Площадка (открытая или под навесом), занятая сливоналивной эстакадой или одиночными сливоналивными устройствами, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм и иметь уклон не менее 2% в сторону лотков, которые должны предусматриваться с уклоном 0,5% к сборным колодцам (приямкам), располагаемым на расстоянии не менее 50 м. Эти лотки должны располагаться с внешней стороны железнодорожных путей, выполняться из несгораемых материалов и перекрываться съемными металлическими решетками.

3.1.8. Резервуары должны иметь ограждения (обвалование), препятствующие растеканию жидкостей в случае аварии. Склады нефтепродуктов, располагаемые на огражденных площадках предприятий, не должны иметь отдельного ограждения.

3.1.9. Для снижения воздействия солнечной радиации наземные и заглубленные емкости с нефтепродуктами окрашиваются светлой краской.

3.1.10. Земляное обвалование и ограждение резервуаров должны всегда находиться в исправном состоянии. Площади внутри обвалования должны быть спланированы, посыпаны песком и содержаться в чистоте. Повреждения обвалований и переходных мостков следует немедленно устранять.

3.1.11. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ) в таре следует хранить в зданиях (хранилищах), под навесами и на открытых площадках, имеющих более низкие отметки по уровню земли, чем отметки производственных цехов и населенных пунктов. Площадки должны иметь ограждения (обвалования), препятствующие растеканию жидкости в случае аварии.

3.1.12. Для розлива ЛВЖ и ГЖ должна быть предусмотрена изолированная площадка (помещение), оборудованная соответствующими приспособлениями для выполнения этих работ.

3.1.13. На территории железнодорожных станций, в производственных помещениях, сооружениях, в местах, которые могут служить источником опасности для работников, должны быть размещены (установлены, нанесены, вывешены) знаки безопасности и сигнальная разметка по ГОСТ Р 12.4.026-2015 [86].

3.1.14. Территорию, все помещения склада топлива, места слива и налива дизельного топлива и масел, экипировки тепловозов необходимо содержать в чистоте, а пролитые ЛВЖ и ГЖ немедленно убирать, места разлива засыпать песком.

В зимнее время пути, проезды и проходы на территории склада необходимо очищать от снега и наледи, при необходимости должны посыпаться песком. Железнодорожные пути должны, по возможности, оборудоваться устройствами централизованного управления стрелочными переводами с автоматической очисткой их от снега.

3.1.15. На территории склада все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а траншеи, ямы, канавы надежно ограждены с отступлением от края не менее чем на 0,75 м и иметь переходные мостки с перилами высотой не менее 1,0 м.

3.1.16. Естественное и искусственное освещение производственных и вспомогательных помещений, а также территории склада топлива должно соответствовать СП 52.13330.2011 [108].

На площадках для складирования лесоматериалов, угля, производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена горизонтальная освещенность не менее 10 лк на поверхности земли, а в зоне работы грузоподъемного крана - горизонтальная освещенность не менее 20 лк по высоте груза. Освещенность подкрановых зон должна быть обеспечена осветительными приборами, установленными на кранах.

3.1.17. Устройство и эксплуатация осветительных установок должны соответствовать Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок [27], Правилам устройства электроустановок [34] и Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей [35].

3.1.18. Зеленые насаждения на территории склада топлива следует размещать таким образом, чтобы не нарушалась видимость сигналов при движении по железнодорожным путям склада подвижного состава.

3.1.19. Территория складирования угля должна быть очищена, ограждена, освещена и оборудована пожарными гидрантами.

3.1.20. Штабеля угля следует располагать на расстоянии не менее 5 м до производственных и вспомогательных зданий и помещений.

3.1.21. В местах, где укладывают или разбирают штабели, должны быть установлены знаки безопасности и предупреждающие надписи.

3.1.22. На углеподающих эстакадах в местах засыпки угля и пересыпки его с одного агрегата на другой должны быть устроены защитные кожуха для улавливания пыли и устроена вытяжная вентиляция.

3.1.23. Запрещается чистка, мойка, обтирка локомотивов и апробирование песочниц на территории складов топлива.

3.1.24. Все работы на территории склада топлива, связанные с применением огня, должны производиться только с письменного разрешения начальника склада топлива с предварительным согласованием этих работ с пожарной охраной.

3.1.25. На складах топлива должны проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда и разрабатывать планы мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

3.1.26. Для подъема и спуска обслуживающего персонала с разгрузочных эстакад и повышенных железнодорожных путей должны быть устроены лестничные марши с перилами в начале, в конце разгрузочного пути и в промежутке через каждые 100 м. Ширина лестниц - не менее 0,7 м.

3.1.27. Тупиковые разгрузочные пути должны иметь рельсовые упоры, дополнительно ограждаемые тормозными башмаками.

3.1.28. Деревянные полы на эстакадах, их наклонных плоскостях должны быть всегда в исправном состоянии.

3.1.29. На угольных эстакадах запрещается пользоваться переносными светильниками без защитных сеток.

3.1.30. Для подъема (спуска) работников на верхнюю площадку кустового бункера должны быть лестницы с поручнями.

Верхняя площадка кустового бункера должна иметь перила высотой не менее 1 м, нижняя часть которых на высоту 140 мм должна быть сплошной.

3.1.31. Для предупреждения самооткрывания затвора кустового бункера в случае обрыва каната обязательно должен быть установлен ловитель затвора специальной конструкции.

3.1.32. За состоянием бункерных затворов эстакад, кустовых бункеров и загрузочных воронок-бункеров должен быть установлен контроль со стороны администрации склада. Особое внимание должно уделяться состоянию канатов, рычагов управления, шарнирных соединений, лотков, противовесов и предохранительных приспособлений.

3.1.33. Освидетельствование затворов производится не реже одного раза в квартал специальной комиссией под председательством начальника склада. Результат освидетельствования записывается в книгу осмотра.

3.1.34. Ямы, канавы и другие углубления, устраиваемые на территории склада топлива для технических целей, должны иметь настилы или ограждения на высоту не менее 1,1 м, с отступлением от края не менее 0,75 м. Временные ямы и траншеи, вырытые для производства ремонта, должны ограждаться, а по окончании ремонта должны быть засыпаны.

3.1.35. Для отпуска топлива на бытовые нужды населению на складе топлива должно быть отведено специальное место с необходимыми механизмами.

3.1.36. Полы в помещениях склада топлива должны иметь ровную, удобную для очистки поверхность.