Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Общие положения

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области ГО по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

ЕДДС муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

ДДС организаций, эксплуатирующих ПОО;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Согласно Указа Президента РФ от 13 ноября 2012 года N 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН).

Основной задачей КСЭОН являются:

экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

- сети электрических и электронных сирен;

- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

- сети уличной звукофикации;

- сети кабельного телевидения;

- сети подвижной радиотелефонной связи;

- сети связи общего пользования;

- мобильные средства оповещения.

Настоящие методические рекомендации определяют порядок разработки и ведения уполномоченными органами управления и должностными лицами ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, администрациях предприятий (организаций, объектов) различных форм собственности паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и ПОО (далее - паспортов) в системе РСЧС и ГО и предназначены для выработки единых подходов к учету состоянию их готовности по предназначению.

Целью ОКСИОН является информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий, а также подготовка населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности, повышения оперативности информирования населения о ЧС, повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения эффективности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения, организации наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей

Основной задачей разработки методических рекомендаций является создание и применение единых электронных документов - паспортов, предназначенных для информационной поддержки органов государственной власти и организаций (предприятий, объектов) всех уровней при угрозе возникновения или возникновении ЧС, решения вопросов их предупреждения, в том числе предотвращения и уменьшения вероятности возможных потерь среди населения или ущербу их здоровью, разрушений в случае их возникновения, а также вторичных поражающих факторов, создания информационной базы, обеспечивающей оперативное принятие решений при выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.

Паспорта дополнительно могут использоваться в качестве отчетных документов представляемых при проведении надзорных функций территориальными органами МЧС России по проверке и оценке функциональных, региональных (муниципальных, объектовых) подсистем РСЧС, подготовке руководителей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, являясь для них источником информации о состоянии готовности систем оповещения, а также планирования действий органов управления и сил РСЧС, организации подготовки и обеспечения их деятельности.

В документе изложены основные положения и разъяснения по организации разработки и корректировки паспортов. Настоящий материал следует применять, учитывая особенности возникновения рисков ЧС, характерных для определенных территорий (объектов) и структуры построения систем оповещения населения.

При использовании положений данных методических рекомендаций необходимо вести постоянную работу по дальнейшему совершенствованию организации работы с паспортами и качества сведений, содержащихся в них.