Статья 2. Принципы, этические нормы и правила взаимодействия торгово-промышленных палат в Российской Федерации

2.1. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации образуют единую систему, включающую в себя Торгово-промышленную палату Российской Федерации (ТПП России), торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации (ТПП субъектов Российской Федерации) и торгово-промышленные палаты муниципальных образований субъекта Российской Федерации (ТПП муниципальных образований).

2.2. Членство торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований в Торгово-промышленной палате Российской Федерации является обязательным.

2.3. Членство торгово-промышленных палат муниципальных образований в торгово-промышленной палате соответствующего субъекта Российской Федерации является обязательным.

Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют координацию деятельности торгово-промышленных палат муниципальных образований, действующих в этом субъекте Российской Федерации. Такая координация осуществляется в целях развития экономики субъектов Российской Федерации, участия в формировании и реализации региональных экономических программ, развития и поддержки предпринимательства, представления и защиты интересов своих членов в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участия в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, затрагивающих интересы организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом гражданско-правовую самостоятельность торгово-промышленных палат муниципальных образований данное положение не затрагивает.

2.4. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет интересы всей системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти и управления, общероссийскими общественными организациями, объединениями предпринимателей, а также на международном уровне.

ТПП РФ вправе создавать свои представительства, филиалы и иные обособленные подразделения в субъектах Российской Федерации в следующих случаях:

- на территории субъектов РФ, где не учреждены или прекратили свою деятельность торгово-промышленные палаты;

- по согласованию с соответствующей торгово-промышленной палатой, на территории деятельности которой планируется создать указанные обособленные подразделения;

- в исключительных случаях по решению Совета ТПП РФ;

- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (филиалы, представительства, специально созданные для обеспечения деятельности отделений Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП России и Морской арбитражной комиссии при ТПП России).

Филиалы, представительства организаций, создаваемых ТПП РФ, а также дочерние организации последних для осуществления предпринимательской деятельности на территории палат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут создаваться только на основе взаимного согласия (соглашения).

2.5. Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее по тексту вместе именуемые - торгово-промышленные палаты) осуществляют свою деятельность в пределах территорий, на которых они образованы и которые закреплены в их уставах.

2.6. Торгово-промышленные палаты осуществляют свою деятельность на основе принципов равноправия, уважения партнера и взаимной поддержки, добропорядочности, не допуская случаев недобросовестной конкуренции.

В целях повышения своего авторитета и общественного доверия торгово-промышленные палаты избегают любых действий, способных снизить престиж палат среди деловых кругов, хозяйствующих субъектов и институтов гражданского общества.

2.7. Торгово-промышленные палаты активно способствуют открытому и честному взаимовыгодному сотрудничеству, расширяя и совершенствуя в этих целях правовое, информационное, консультационное, методическое и иное взаимодействие на основе двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве.

2.8. В процессе реализации своего права содействия внешнеэкономической деятельности отечественного бизнеса, устанавливая и поддерживая прямые международные контакты с иностранными партнерскими организациями, торгово-промышленные палаты всемерно способствуют укреплению позиций и авторитета российского предпринимательства на зарубежных рынках, эффективно продвигают и отстаивают интересы России в мировой экономике.

2.9. Торгово-промышленные палаты не создают представительства, филиалы, а также не направляют своих представителей для выполнения работ и оказания услуг, связанных с реализацией функций и полномочий, возложенных на торгово-промышленные палаты Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на территории деятельности других торгово-промышленных палат, если иное не предусмотрено соглашениями между соответствующими палатами или соответствующим решением коллегиального исполнительного органа ТПП РФ.

Создание организаций с долевым участием торгово-промышленных палат для оказания услуг и выполнения работ, связанных с реализацией функций и полномочий, возложенных на торгово-промышленные палаты Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на территории деятельности других торгово-промышленных палат допускается только на основе взаимного согласия сторон (соглашения).

Торгово-промышленные палаты считают необходимым:

- оказывать услуги и выполнять работы, связанные с реализацией функций и полномочий, возложенных на торгово-промышленные палаты Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, самостоятельно или с привлечением организаций, созданных со 100% долевым участием торгово-промышленных палат, либо со 100% долевым участием торгово-промышленных палат и профильных организаций системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации;

- информировать соответствующую торгово-промышленную палату о случаях обращения к ним за оказанием услуг и выполнением работ, связанных с реализацией функций и полномочий, которые возложены на торгово-промышленные палаты Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, тех организаций и предпринимателей, которые зарегистрированы и осуществляют свою деятельность на территории деятельности соответствующей торгово-промышленной палаты.

Торгово-промышленные палаты обеспечивают выполнение работ и оказание услуг, связанных с реализацией торгово-промышленными палатами функций и полномочий, возложенных на торгово-промышленные палаты Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями, созданными со 100% долевым участием торгово-промышленных палат, либо со 100% долевым участием торгово-промышленных палат и профильных организаций системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации, в пределах территории деятельности торгово-промышленной палаты, предоставившей такой организации полномочия по оказанию услуг или выполнению работ, если иное не предусмотрено соглашением между заинтересованными торгово-промышленными палатами с участием соответствующих организаций.

2.10. Торгово-промышленные палаты обязуются строго соблюдать единые тарифы, устанавливаемые ТПП России за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

Во избежание использования демпинга в качестве инструмента конкуренции, а также неоправданного завышения тарифов, которые не установлены ТПП России, торгово-промышленные палаты координируют между собой тарифную политику по основным направлениям деятельности.

2.11. Торгово-промышленные палаты информируют ТПП России о всех ставших им известными фактах нарушения палатами законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также обычаев делового оборота, этических норм ведения бизнеса, положений и принципов взаимодействия, закрепленных в настоящем Кодексе.

2.12. Непременным условием деятельности торгово-промышленных палат является добросовестность в отношении их членов и клиентов, которых они обслуживают, активное противодействие недобросовестным участникам рынка по оказанию услуг организациям и индивидуальным предпринимателям. Палаты не должны использовать методы, которые бы ущемляли экономические интересы предпринимателей, сдерживали и ограничивали расширение конкурентной среды.

2.13. Торгово-промышленные палаты признают необходимость и проводят совместно с ТПП России скоординированную работу с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по продвижению проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере экономики и предпринимательства, а также вопросов, касающихся деятельности палат.

2.14. В пределах одного федерального округа может действовать только одно объединение (ассоциация, совет, форум и т.п.) торгово-промышленных палат федерального округа.

Допускается создание рабочих групп торгово-промышленных палат для решения целевых задач.

2.15. Торгово-промышленные палаты признают, что непременным условием создания ТПП муниципального уровня является целесообразность (объективная необходимость), а также возможность выполнения ею задач и функций, стоящих перед торгово-промышленными палатами (наличие условий для реализации уставных функций и задач, специалистов и др.).

2.16. Торгово-промышленные палаты считают неэтичными и неприемлемыми любые действия, приводящие к противоречиям в отношениях между палатами, а также публичное выяснение отношений между палатами, в том числе с использованием средств массовой информации.