Третий этап реформы (2006 - 2010 годы)

Целью третьего этапа реформы является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта предусматривается:

оценка целесообразности и способов полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2004 N 811)

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие частной собственности на магистральные локомотивы;

переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность;

развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок;

развитие конкуренции в сфере дальних пассажирских перевозок;

продажа лицензий на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении, ограниченных сроком действия (франшиз);

оценка возможности создания нескольких конкурирующих между собой вертикально интегрированных железнодорожных компаний.

В сфере грузовых перевозок:

осуществляются мероприятия по повышению уровня конкуренции на рынке грузовых перевозок на участках сети, имеющих параллельные ходы (возможно, в европейской части России). При этом за данными компаниями сохраняются обязательства перед государством по осуществлению перевозок для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, а также проведению необходимых мероприятий по мобилизационной подготовке;

создаются условия и стимулы для дальнейшего развития частной собственности на подвижной состав. Предполагается, что на данном этапе реформирования большая часть вагонного парка и часть локомотивного парка будут находиться в частной собственности;

на базе предприятий промышленного железнодорожного транспорта, отдельных подъездных путей и строящихся новых отдельных железнодорожных линий могут создаваться вертикально интегрированные железнодорожные компании, владеющие подъездными путями и линиями, подвижным составом. Доступ на магистральные сети и рынок грузовых перевозок данным компаниям будет предоставляться на основе системы лицензирования.

На третьем этапе реформы создается дочернее акционерное общество открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Федеральная пассажирская компания, осуществляющая деятельность в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральной пассажирской компании принадлежат:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

пассажирские вагоны, депо и пункты технического обслуживания;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

имущество пассажирского хозяйства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

локомотивы, используемые для осуществления перевозок пассажиров в поездах дальнего следования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 600)

(см. текст в предыдущей редакции)

Формируются условия для создания вне системы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" частных пассажирских компаний на всех направлениях пассажирских перевозок.

С целью повышения эффективности пассажирских перевозок в пригородном сообщении заинтересованным компаниям, прошедшим соответствующую сертификацию, предоставляется возможность покупки лицензий на право осуществления пригородных перевозок в течение определенного периода (франшиз).

Увеличивается количество компаний, осуществляющих пригородные перевозки, принадлежащих частично или полностью субъектам Российской Федерации и/или муниципальным властям.

Проводится продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам.

При осуществлении неосновных видов деятельности, не связанных с перевозками, происходит дальнейшее развитие конкуренции, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг и полное их открытие для доступа частного капитала.