См. Межведомственный комплексный план мероприятий на долгосрочный период (до 2030 года), утв. Правительством РФ 22.12.2021 N 14068п-П8.

Нормативно-правовое регулирование, методическая поддержка

1.

Доработка законопроекта по внесению изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации в части урегулирования вопросов, связанных с обучением лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья"

IV квартал 2018 г.

Федеральный закон

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

2.

Утверждение приказа "Об утверждении порядка и условий взаимодействия Министерства просвещения Российской Федерации, государственных органов в сфере образования и образовательных организаций с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами"

I квартал 2019 г.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

3.

Утверждение приказа по внесению изменений в приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. N 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" в части организации сдачи государственной итоговой аттестации обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2018 г.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей; Департамент государственной политики в сфере общего образования

4.

Утверждение приказа по внесению изменений в приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" в части организации сдачи государственной итоговой аттестации обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2018 г.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Департамент государственной политики в сфере общего образования

5.

Внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" в части наполняемости групп, в которых обучаются воспитанники с инвалидностью и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья и введения в штатное расписание детских садов специалистов психолого-педагогического сопровождения

IV квартал 2018 г.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере общего образования;

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

6.

Внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в части наполняемости классов, в которых обучаются дети с инвалидностью и дети с ограниченными возможностями здоровья, а также организации образования обучающихся на дому и в медицинских организациях

IV квартал 2018 г.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Департамент государственной политики в сфере общего образования

7.

Взаимодействие с Роспотребнадзором по внесению изменений в СанПиН 2.4.2.3286-15 - "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26, в части предельной наполняемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах и при получении ими образования совместно с другими обучающимися

IV квартал 2018 г.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации в Роспотребнадзор о внесении изменений в СанПин

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

8.

Взаимодействие с Роспотребнадзором по внесению изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 - "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 в части предельной наполняемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах и при получении образования совместно с другими обучающимися

IV квартал 2018 г.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации в Роспотребнадзор о внесении изменений в СанПин

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

9.

Создание информационно-образовательного портала по вопросам образования с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2019 г.

Повышение уровня информированности педагогических работников и родителей в части научно-методического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступа к нормативным правовым актам и информационным материалам по указанному вопросу

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Департамент управления программами и конкурсных процедур

10.

Размещение на портале "Жить вместе" информации о доступности для различных категорий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций и образовательных услуг

Ежеквартально

Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в части доступности образовательных организаций и образовательных услуг

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательные организации;

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

11.

Разработка стандарта оснащения центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий оборудованием для психологической, логопедической, социальной и др. диагностики

IV квартал 2019 г.

Проект приказа Министерства просвещения Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей"

12.

Разработка положения о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации

IV квартал 2018 г.

Проект типового положения

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Департамент государственной политики в сфере общего образования;

ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей"

13.

Разработка положения о деятельности логопункта общеобразовательной организации

IV квартал 2018 г.

Проект типового положения

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Департамент государственной политики в сфере общего образования;

ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей"

14.

Доработка профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)"

IV квартал 2019 г.

Утвержден профессиональный стандарт

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей,

рабочая группа при Министерстве просвещения Российской Федерации

15.

Разработка методического обеспечения реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных организационных моделей организации образования

IV квартал 2020 г.

Разработано методическое обеспечение реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей,

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

16.

Разработка методических рекомендаций по организации совместной игровой деятельности детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со сверстниками в дошкольных образовательных организациях

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

17.

Разработка методических рекомендаций по созданию и развитию региональных и муниципальных центров (служб) психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста

II квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

18.

Разработка методических рекомендаций по обеспечению доступности и качества дошкольного образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие вариативных форм дошкольного образования (лекотеки, ресурсные группы, группы "Особый ребенок" и др.) и реализацию программ ранней коррекционно-развивающей помощи

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

19.

Разработка методических рекомендаций по привлечению студентов, получающих образование по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" (педагогическое образование/психолого-педагогическое образование/специальное (дефектологическое) образование), "Науки об обществе" (психологические науки, социология и социальная работа) в качестве волонтеров при работе с обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

I квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

20.

Разработка методических рекомендаций по порядку деятельности региональных центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи

III квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

21.

Разработка методических рекомендаций по работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, на разных уровнях получения образования

II квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

22.

Разработка методических рекомендаций по организации сетевой формы реализации образовательных программ обучении обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

III квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

23.

Разработка методических рекомендаций по организации включения обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп в коллектив инклюзивного класса

II квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

24.

Разработка методических рекомендаций по работе с родителями по вопросу формирования у них толерантных установок относительно организации образования их детей совместно с детьми с инвалидностью и детьми с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

25.

Разработка специальных требований к проведению предметных олимпиад для участия обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов"

26.

Разработка методических рекомендации по осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

IV квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

27.

Разработка методических рекомендаций по организации коррекционно-развивающей работы с детьми после операции кохлеарной имплантации (на всех уровнях образования)

IV квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

28.

Разработка методических рекомендаций по осуществлению мониторинга планируемого продолжения образования по окончании школы обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

29.

Разработка методических рекомендаций по расширению перечня программ и содержания трудового обучения для обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с компетенциями чемпионата "Абилимпикс")

IV квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО

30.

Разработка методических рекомендаций по использованию психологических технологий в работе с обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

31.

Разработка методических рекомендаций по развитию региональных сетей отдельных классов, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

IV квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

32.

Разработка методических рекомендаций по определению порядка и условий организации воспитания и обучения на дому в дошкольных образовательных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий

IV квартал 2019 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере общего образования;

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

33.

Разработка методического пособия "Научно-методические основы инклюзивного обучения слепых и слабовидящих обучающихся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

IV квартал 2018 г.

Методическое пособие

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

РГПУ им. А.И. Герцена

34.

Разработка методических рекомендаций по вопросу организации и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими обучающимися на этапе начального общего образования

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

РГПУ им. А.И. Герцена

35.

Разработка методических рекомендаций по вопросу особенностей преподавания отдельных учебных предметов слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

РГПУ им. А.И. Герцена

36.

Создание обучающих видеороликов по теме:

"Реализация социальных проектов в работе со слепыми и слабовидящими обучающимися";

Использование тифлотехнических средств и информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе детей с нарушением зрения"

IV квартал 2018 г.

Обучающие видеоролики

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

РГПУ им. А.И. Герцена

37.

Разработка методических рекомендаций по организации консультативно-диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

ФГБНУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет"

38.

Разработка методического пособия по коррекции сенсорных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра

IV квартал 2018 г.

Методическое пособие

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

ФГБНУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет"

39.

Разработка методических рекомендаций по комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с синдромальными формами аутистического спектра

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

ФГБНУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет"

40.

Разработка методических рекомендаций для проведения оценки развития (психолого-педагогической диагностики) обучающихся при разработке специальной индивидуальной программы развития обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

41.

Разработка методического пособия "Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости)"

IV квартал 2018 г.

Методическое пособие

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

42.

Разработка методических рекомендаций по вопросу нормализации внутрисемейных отношений семей лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с тяжелыми и множественными нарушениями развития

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

43.

Разработка методических рекомендаций по вопросу непрерывного и преемственного образования и социальной адаптации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (от ранней помощи до профессиональной реабилитации)

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

44.

Разработка методических рекомендаций по вопросу создания специальных условий для организации образования воспитанников детских домов интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

45.

Разработка методических рекомендаций по вопросу проведения консультативно-диагностической работы (в т.ч. в дистанционном формате) с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с тяжелыми и множественными нарушениями развития

IV квартал 2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

46.

Разработка обучающих модулей для родителей (законных представителей) детей-инвалидов по вопросам их развития, коррекции, обучения и воспитания для последующего размещения их в сети "Интернет"

IV квартал 2019 г.

Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) детей-инвалидов в вопросах здоровья, развития, коррекции, обучения и воспитания детей-инвалидов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

47.

Разработка и апробация программно-вариативных моделей развития у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата коммуникативной компетенции, обеспечивающей актуализацию ресурса их личности

2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

ФГБОУ ИВО "Московский государственный гуманитарно-экономический университет"

48.

Исследование влияния психолого-педагогической работы в рамках коррекционных курсов на общее развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

49.

Исследование оценки эффективности системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития на разных возрастных этапах

2018 г.

Методические рекомендации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития