О состоянии системы образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в Российской Федерации
Политика Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью продолжает формироваться по двум приоритетным направлениям - развитие системы инклюзивного образования при одновременной поддержке и развитии существующей сети коррекционных школ и детских садов.
Включение детей с инвалидностью и ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года во всех регионах Российской Федерации создаются межведомственные службы ранней помощи. На 2017 год при дошкольных образовательных организациях уже функционируют более 9,5 тысяч консультационных служб (центров), на базе которых, в том числе, оказываются услуги по ранней коррекционно-развивающей помощи детям с инвалидностью и их семьям.
По данным мониторинга Минобрнауки России в 2017 году в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, численность воспитанников с ОВЗ составила 499 823 человека, а также 58 026 детей-инвалидов (в 2016 году - 403,7 тыс. и 66,1 тыс. человек соответственно).
Доля численности детей с ОВЗ в указанных организациях составила 6,7%, доля детей-инвалидов - 0,8% (в 2016 году - 5,5% и 0,9% соответственно).
В 2017 году уменьшилось количество групп компенсирующей и комбинированной направленности в дошкольных образовательных организациях до 36 292 (в 2016 году - 38,1 тыс.). Вместе с тем, увеличилась численность детей с ОВЗ и инвалидностью в группах общеразвивающей направленности с 18 860 до 55 100 человек.
По данным федерального сегмента электронной очереди по состоянию на 31 декабря 2017 г. численность детей с ОВЗ, получающих услуги по дошкольному образованию в группах для детей с ОВЗ, составляет 433 157 человек.
Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей с ОВЗ, на 31 декабря 2017 г. составляет 3 358 человек (в 2016 году - 1 767 человек). Наибольшее количество таких детей в следующих субъектах Российской Федерации: Пермский край (716 детей), Республика Татарстан (577 детей), Вологодская область (450 детей), Ярославская область (397 детей), Московская область (116 детей), Новгородская область (105 детей), Республика Крым (96 детей), Нижегородская область (92 ребенка), Самарская область (80 детей). Вместе с тем, в целом по стране в группах для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях есть 17 810 свободных мест.
В 2017 году по адаптированным основным общеобразовательным программам обучались 309 426 детей, еще 231 567 детей обучались по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Инклюзивно в 2017 году обучалось 276 373 детей с ОВЗ (из них 75 555 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 72 969 ребенка-инвалида и 1 842 инвалида. По сравнению с 2016 годом значительно увеличилось количество обучающихся инклюзивно (в 2016 году - около 241 тыс. детей).
Количество специальных коррекционных классов в 2017 году составило 17 507 (в них 156 235 обучающихся с ОВЗ (из них 39 325 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 14 инвалидов и 565 детей-инвалидов). По сравнению с 2016 годом их количество увеличилось - в 2016 году было 16 749 (в них 148 003 обучающихся с ОВЗ (из них 35 141 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 46 инвалидов и 668 детей-инвалидов).
Кроме того, функционировало 25 160 классов для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 190 862 обучающимися с ОВЗ (из них 87 446 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 188 инвалидами и 1 627 детьми-инвалидами.
На начало 2017/18 учебного года по программам общего образования на дому обучается 79 849 обучающихся с ОВЗ (из них 59 444 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 335 инвалидов и 15 979 детей-инвалидов (в 2016/17 учебном году - 71 333 обучающихся с ОВЗ (из них 51 294 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 340 инвалидов и 16 311 детей-инвалидов).
С применением дистанционных образовательных технологий обучается 17 956 обучающихся с ОВЗ (из них 10 130 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 4 626 детей-инвалидов и 114 инвалидов (в 2016 году таких обучающихся с ОВЗ было 17 108 (из них 9 900 имеют также статус инвалида, ребенка-инвалида), 75 инвалидов и 5 228 детей-инвалидов).
Минобрнауки России утвержден федеральный перечень общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, в который вошла 1901 образовательная организация из 85 субъектов Российской Федерации, из них 1 664 - отдельные общеобразовательные организации, осуществляющие обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (далее - Программа) в 2017 году объем субсидий на реализацию мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в них универсальной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) с учетом объемов доведенных лимитов бюджетных обязательств составил 1 170 000,00 тыс. рублей. Указанные мероприятия были реализованы в 81 субъектах Российской Федерации.
Количество образовательных организаций, в которых в соответствии с заключенными соглашениями были проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием, составило 973, из них: 507 дошкольных образовательных организаций; 323 общеобразовательные организации; 147 организаций дополнительного образования детей.
По итогам 2017 года количество школ, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составило - 9 664 (22,4%), дошкольных образовательных организаций - 7 086 (17,1%).
Благодаря созданию в образовательных организациях специальных условий обучения в 2017 году удалось достичь значения показателей, предусмотренные Программой:
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста - 85%;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста - 35%;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста - 97%.
На начало 2017/18 учебного года 16 312 детей в возрасте от 7 до 18 лет не обучалось в образовательных организациях, из них 7 609 - в возрасте 16 - 18 лет.
Из общего количества не обучающихся 5 111 (31,3%) имеют статус "ребенок с ОВЗ", 7 671 (47%) имеют статус "ребенок-инвалид". 8 786 детей (53%) не посещают образовательные организации по состоянию здоровья, при этом 4 712 из них (53%) не подлежат обучению по заключению психолого-медико-педагогических комиссий, а 670 (7,6%) освобождены от посещения образовательных организаций на год. Из общей численности не обучающихся 434 (2,6%) никогда не учились (по причине материального положения родителей (законных представителей) или иным причинам).
Нет не обучающихся детей в Воронежской области и Хабаровском крае.
Наибольшее количество не обучающихся в Челябинской области (1481 человек), Приморском крае (932 человек), Удмуртской республике (829 человек), Иркутской области (825 человек), Ярославской области (700 человек), Республике Татарстан (579 человек), Московской области (504 человек).
Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее - ДДИ). На начало 2017/2018 учебного года численность не обучающихся воспитанников ДДИ составило 217 детей школьного возраста (в 2016 г. - 775), то есть за год численность не обучающихся детей-инвалидов, проживающих в ДДИ, уменьшилась на 72%.
К концу 2017 года программы по содействию в получении профессионального образования и трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ разработаны в 62 субъектах Российской Федерации.
Профессиональное образование (обучение) получают 50 736 инвалидов и лиц с ОВЗ (из них 25 158 по программам среднего профессионального образования и 25 578 по программам профессионального обучения).
Созданы и функционируют 81 базовая профессиональная образовательная организация в 74 субъектах Российской Федерации и 16 ресурсных учебно-методических центров на базе организаций высшего образования, целью которых является методическое и консультативное сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В 2017 году в государственной политике в сфере обеспечения права обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на образование на первый план вышло обеспечение качества получаемого образования на всех уровнях образования.
Разработано 14 примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, 7 из которых (для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих детей, слепых детей, детей с задержкой психического развития, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с тяжелыми нарушениями речи) размещены в Федеральном реестре примерных основных общеобразовательных программ на сайте fgosreestr.ru.
В целях программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ разработаны 10 рукописей учебников (учебных пособий) по предметным линиям и коррекционным курсам; 9 рукописей методических пособий для учителей; комплекты примерных рабочих программ по всем предметным линиям предметных областей и коррекционным курсам коррекционно-развивающей области адаптированных основных общеобразовательных программ для 2 класса по 9 нозологиям (всего 225 примерных рабочих программ).
Продолжилась работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ (далее - ФГОС ОВЗ). С 1 сентября 2017 года все обучающиеся с ОВЗ первых дополнительных, первых и вторых классов обучаются в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Обеспечено функционирование 4 федеральных ресурсных центров: комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нарушениями зрения. Деятельность федеральных ресурсных центров направлена на развитие системы комплексного сопровождения наиболее тяжелых категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Специалисты центров оказывают методическую поддержку сотрудникам образовательных организаций и родителям по вопросам сопровождения обучающихся, осуществляют консультативно-диагностическое сопровождение детей из всех субъектов Российской Федерации.
Для методического сопровождения деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий создан Федеральный ресурсный методический центр.
Данные мониторинга обеспеченности кадрами реализации адаптированных образовательных программ и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ свидетельствуют о дефиците в системе образования таких специалистов как дефектологи (сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги), логопеды, психологи, тьюторы.
По данным 2017 года на 2018/19 учебный год потребность в педагогических кадрах составляла 28 194 человек, из них субъекты Российской Федерации готовы организовать целевое обучение в ВУЗах 5 228 человек, организовать профессиональную переподготовку 12 010 работающих сотрудников. Таким образом, дефицит подготовки составляет - 38,8% (10 956 человек).
Нет недостатка в педагогических кадрах, работающих с обучающимися с ОВЗ, только в г. Москве. Наибольшая потребность в кадрах выявлена в Республике Бурятии, Красноярском и Ставропольском крае, Иркутской, Свердловской и Саратовской областях.
Для обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов, занятых в своей деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, выделяются средства из федерального и региональных бюджетов. За счет федеральных средств в 2017 г. была повышена квалификация более 17 тысяч человек из числа педагогического и административного персонала образовательных организаций и представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам организации образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ. Кроме того, на базе федеральных ресурсных центров систематически реализуются программы повышения квалификации, проводятся стажировки и иные обучающие мероприятия - семинары, вебинары, конференции. Около 30% от общего числа педагогических работников повысили квалификацию по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
На II Всероссийском съезде дефектологов, который прошел 2 - 3 ноября 2017 г. в городе Москве, было принято решение о необходимости модернизации дефектологического образования. Создана рабочая группа по модернизации дефектологического образования, ведется работа по подготовке концепции модернизации дефектологического образования.
В 2017 году завершилась реализация межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016 - 2017 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 27 июня 2016 г. N 4491п-П8.
С целью дальнейшего развития инклюзивного образования, а также закрепления ранее достигнутых результатов Минобрнауки России подготовлен проект межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ на 2018 - 2020 годы, который утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. N 987п-П8.
Ведется работа по расширению и уточнению отдельных норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Соответствующий проект закона прошел широкое общественное обсуждение, согласование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Принятие закона упорядочит процесс получения аккредитации и лицензирования образовательной деятельности по реализации адаптированных образовательных программ, а также повысит качество работы центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и психолого-медико-педагогических комиссий.
Приказом Минобрнауки России от 21 декабря 2017 г. N 1241 в Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2016 г. N 1230 внесены изменения в части установления требований к порядку организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.
В 2017 году в проведении мониторинга организации образования детей с ОВЗ и инвалидностью в субъектах Российской Федерации принимал участие Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с нарушениями деятельности при Общественной Палате Российской Федерации. В нем приняло участие более 3 000 человек из 74 субъектов Российской Федерации. Результаты мониторинга размещены на сайте Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с нарушениями деятельности в сети Интернет.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей