2. Государственное управление, контроль и надзор в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, на названное министерство возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Помимо нормативно-правового и методического обеспечения процессов переселения из аварийного жилья и проведения капитального ремонта многоквартирных домов Минстрой России осуществляет мониторинг:

использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности;

реализации мероприятий, предусмотренных комплексом мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, и координацию соответствующей деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации;

выполнения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также величины минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме этого, Минстрой России осуществляет реализацию полномочий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2014 N 927 "О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор".

Задачей главного государственного жилищного инспектора является повышение эффективности работы органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля и лицензионных комиссий при проведении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Минстрой России осуществляет также координацию работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, целью деятельности которого являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств названного фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральное казначейство в соответствии со статьей 186 ЖК РФ наделено полномочиями по контролю за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Значительный объем полномочий в сфере переселения граждан из аварийного жилья и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах возложен на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе которых:

государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

признание жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений этого фонда санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

создание регионального оператора;

финансовый контроль за использованием региональным оператором бюджетных средств.

В полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включено также осуществление регионального государственного жилищного надзора. В число задач указанного надзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" входят предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, региональных операторов.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

учет муниципального жилищного фонда;

предоставление в установленном порядке гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

финансовый контроль за использованием региональным оператором бюджетных средств;

иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.

К обязанностям органов местного самоуправления относится осуществление муниципального жилищного контроля. Под ним понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные ЖК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".