4. Меры прокурорского реагирования на нарушения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах

По результатам прокурорской проверки исполнения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в зависимости от характера и тяжести нарушений, степени их распространенности принимаются меры реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Наиболее часто для устранения выявленных в рассматриваемой сфере нарушений прокуроры вносят представления. Эффективность применения этого акта реагирования зависит от реального исполнения требований прокурора, устранения не только нарушений, но и способствующих их совершению причин и условий.

В связи с выявлением значительного количества противоречащих федеральному законодательству региональных и муниципальных правовых актов, принятых по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, активно применяется такая мера реагирования, как протест. В случае отклонения протеста прокуроры добиваются отмены или изменения незаконного правового акта путем обращения в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта либо решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих или в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокуроры объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона. В соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" объявлению предостережения предшествует тщательная проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях и оценка их последствий. Обязательным условием применения этого средства реагирования является установление строгого контроля за исполнением изложенных в предостережении требований.

В случае выявления факта совершения административного правонарушения прокуроры возбуждают дело об административном правонарушении. На основании статьи 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем согласно пункту 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях" прокурорам следует учитывать, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Активно используется прокурорами право на обращение в суды, предусмотренное статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ими предъявляются иски об обеспечении жильем граждан при переселении из аварийного жилья; о признании недействительными решений межведомственных комиссий, договоров социального найма и приватизации аварийного жилого помещения; о понуждении провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и другие.

При обнаружении в ходе проверки нарушений уголовного законодательства прокуроры на основании пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выносят мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Чаще всего преступные деяния, совершаемые при переселении граждан из аварийного жилья, а также капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, квалифицируются как мошенничество, халатность, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог и получение взятки. С учетом сложности расследования дел указанной категории прокуроры обеспечивают надзор за исполнением закона на всех стадиях уголовного процесса, вплоть до принятия окончательного судебного или иного процессуального решения.

Усиливает эффективность принятых мер освещение результатов проверок в средствах массовой информации.

Первый заместитель

Генерального прокурора

Российской Федерации

А.Э.БУКСМАН