3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов, регулирующих деятельность по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" прокурорам предписано сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, полнотой осуществления мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов, расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели.
Для противодействия преступлениям и иным правонарушениям при переселении граждан из аварийного жилья и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах прокурорами ведется системный мониторинг ситуации.
Результаты мониторинга используются в целях:
выявления положительных и отрицательных тенденций состояния законности;
определения стратегических и тактических приоритетов в организации прокурорского надзора;
усиления профилактической направленности и повышения оперативности прокурорского надзора.
К основным источникам информации относятся данные государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Имеющиеся в этой базе сведения позволяют проводить детальный анализ работы участников ЖКХ (органы публично-правовых образований, юридические лица и индивидуальные предприниматели) по большому числу показателей (исполнение федеральных и региональных программ, стоимость и объем предоставленных услуг, начисления платежей и т.д.) и обеспечивают тем самым оперативное выявление нарушений закона.
Кроме того, источниками информации являются:
сайт Минстроя России и других государственных органов;
статистические отчеты по утвержденным Росстатом формам N 1-КР "Сведения о капитальном ремонте жилищного фонда", N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", N 4-жилфонд "Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений";
акты проверок органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
обращения граждан, общественных организаций, руководителей управляющих организаций и председателей товариществ собственников жилья в правоохранительные и контролирующие органы, органы государственной власти и местного самоуправления;
средства массовой информации, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Значительный фактический материал о нарушениях в сфере капитального ремонта имеется в региональных центрах общественного контроля, координацию и методическое сопровождение деятельности которых осуществляет некоммерческое партнерство "Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль".
Залогом оперативного реагирования прокуроров на нарушения является конструктивное взаимодействие с органами МВД России, ФСБ России, ФАС России, Росфинмониторинга, Росреестра и другими заинтересованными органами.
Предметом надзора в рассматриваемой сфере в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" является исполнение законов, регулирующих вопросы переселения граждан из аварийного жилья и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.
Как уже отмечалось, правоотношения в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в значительной степени регулируются региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем обязанность по принятию нормативных правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления зачастую не выполняется.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано дополнительно урегулировать вопросы выполнения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе в части формирования фонда капитального ремонта и выполнения бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта. Вместе с тем, по данным Минстроя России, в настоящее время ни в одном субъекте Российской Федерации в полном объеме такая правотворческая работа не завершена, в 62 регионах не утверждено ни одного соответствующего правового акта.
Поскольку отсутствие необходимой нормативной правовой базы препятствует осуществлению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, задачей органов прокуратуры является выявление пробелов в правовом регулировании этих отношений, а в случае наличия таковых - инициирование принятия правовых актов.
Необходимо также изучить весь массив действующих нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующих вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и оценить их на предмет соответствия федеральному законодательству.
Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о несоблюдении норм законодательства практически на всех этапах переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Наиболее распространены нарушения при учете аварийного жилья; создании межведомственных комиссий по оценке технического состояния жилищного фонда; формировании и финансировании программ переселения; учете подлежащих обеспечению новым жильем граждан; предоставлении жилья взамен изымаемого; заключении и исполнении контрактов, предметом которых является приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилого фонда; использовании средств бюджетов, Фонда содействия реформированию ЖКХ и финансовых ресурсов, полученных из иных источников, при осуществлении мероприятий по расселению граждан, связанные с превышением пределов авансирования, завышением объемов и стоимости выполнения работ, хищением денежных средств.
В ходе проведения проверок исполнения законодательства при переселении граждан из аварийного жилого фонда выяснению подлежат следующие вопросы:
полнота учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления аварийного государственного и муниципального жилищного фонда;
соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления порядка создания межведомственных комиссий по оценке технического состояния жилищного фонда (далее - комиссии);
соблюдение комиссиями процедуры проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47;
наличие фактов проведения обследований многоквартирных жилых домов комиссией не в полном составе, а также лицами, не являющимися членами комиссий;
соблюдение комиссией сроков рассмотрения заявлений о признании многоквартирных домов аварийными;
наличие случаев истребования у заявителей документов, не предусмотренных законодательством;
наличие фактов принятия по итогам обследования многоквартирных домов не предусмотренных законом решений, а также решений, не соответствующих результатам обследования домов;
наличие фактов незаконного признания аварийными и подлежащими сносу домов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность;
исполнение федеральным органом исполнительной власти (осуществляющим полномочия собственника), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления законодательства при принятии решения о признании многоквартирного дома аварийным и распоряжения о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения физических и юридических лиц;
соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства при формировании и финансировании программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий, предусмотренных программами переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
исполнение органом, принявшим решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, положений части 10 статьи 32 ЖК РФ о предъявлении собственникам требований о сносе или реконструкции многоквартирного дома в разумный срок;
соблюдение сроков отселения граждан из аварийных домов;
выполнение требований законодательства при конкурентном отборе подрядных организаций для строительства домов и приобретения у них жилых помещений. Наличие фактов привлечения подрядчиков, имеющих признаки фирм-однодневок, аффилированных с государственными и муниципальными служащими;
своевременность заключения государственных и муниципальных контрактов на строительство домов и приобретение помещений для переселения граждан из аварийного фонда;
законность расходования бюджетных средств и средств, полученных из всех источников, при осуществлении мероприятий по расселению граждан;
соблюдение законодательства при оформлении разрешительной документации на строительство домов и при формировании проектно-сметных документов;
выполнение застройщиками и подрядчиками условий контрактов в полном объеме и в установленные сроки. Ведется ли заказчиками претензионно-исковая работа в случае нарушения сроков исполнения контрактов;
законность выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию построенных домов, соблюдение порядка принятия жилых помещений, приобретаемых для заселения граждан. Обеспечение контроля за качественными характеристиками таких домов и помещений, а также за устранением выявленных недостатков;
своевременность оформления правоустанавливающих и иных документов на построенные дома и приобретенные жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
соответствие жилых помещений, предоставляемых взамен аварийных, установленным нормам по площади, техническим и иным характеристикам;
соблюдение порядка предоставления жилья нанимателям и собственникам жилых помещений;
исполнение органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля предоставленных им полномочий в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В процессе осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах наиболее типичными являются следующие нарушения законодательства: ненадлежащие разработка, актуализация и финансовое обеспечение программ капитального ремонта; несоблюдение органами местного самоуправления и управляющими организациями порядка мониторинга технического состояния многоквартирных домов; несоблюдение порядка определения и изменения способа формирования фонда капитального ремонта; нарушение порядка начисления, взимания и уплаты взносов на капитальный ремонт; несоблюдение сроков реализации программных мероприятий и выполнение некачественного капитального ремонта на объектах; хищение и неправомерное использование финансовых ресурсов, в том числе взносов граждан, предназначенных для капитального ремонта.
В ходе проведения проверок исполнения законодательства при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах выяснению подлежат следующие вопросы:
соответствие утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации требованиям статьи 168 ЖК РФ;
обоснованность включения домов в региональные программы капитального ремонта или исключения их из программ;
наличие фактов планирования ремонта аварийных домов и зданий, не относящихся к многоквартирным, с высокой степенью износа и выполнения работ, не относящихся к капитальным;
соблюдение органами местного самоуправления и управляющими организациями порядка мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
исполнение законодательства при проведении капитального ремонта домов, признанных объектами культурного наследия;
своевременность представления в уполномоченные государственные органы власти муниципальными образованиями и лицами, управляющими многоквартирными домами, информации, необходимой для проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов и актуализации региональных программ;
исполнение требований законодательства при создании органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональных операторов и назначении их руководителей. Соответствуют ли данные руководители требованиям, установленным статьей 178.1 ЖК РФ;
соблюдение порядка принятия собственниками жилых помещений и органами местного самоуправления решений об определении и изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Своевременность реализации данных решений;
законность выбора кредитной организации, на счетах которой размещаются взносы на капитальный ремонт, а также открытия и закрытия таких счетов;
соблюдение сроков представления в орган государственного жилищного надзора уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта;
выполнение требований, предъявляемых к начислению, внесению и взиманию взносов на капитальный ремонт. Наличие фактов сбора взносов на капитальный ремонт с собственников помещений в доме, признанном аварийным;
целевое использование размещаемых в банковских организациях взносов на капитальный ремонт и процентов по депозитам (временно свободных средств). Наличие фактов расходования данных денежных средств вопреки требованиям статьи 174 ЖК РФ, в том числе на не связанные с капитальным ремонтом цели;
обеспечение защиты денежных средств, собираемых с собственников на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, от инфляционных процессов;
полнота принимаемых региональными операторами мер по фактам неуплаты взносов на капитальный ремонт;
соблюдение региональным оператором требований статьи 183 ЖК РФ об учете фондов капитального ремонта, о размещении отчетов на сайте;
своевременность и полнота уведомления собственников помещений о начале капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и источниках финансирования капитального ремонта;
исполнение требований законодательства при отборе подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту, оформлении с ними договорных отношений. Наличие случаев привлечения к выполнению работ организаций, имеющих признаки фирм-однодневок, аффилированных с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, осуществляющими управление жилищным фондом;
правомерность использования бюджетных средств и средств собственников помещений в доме при проведении капитального ремонта; законность формирования сметных документов; полнота выполнения работ; наличие случаев оплаты фактически не выполненных работ либо их двойной оплаты, несоответствия объемов, качества использованных материалов и их стоимости, указанных в договорах и актах выполненных работ;
обеспечение контроля за качеством и соблюдением сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями, исполнением ими гарантийных обязательств;
своевременность и достаточность принятия заказчиками мер к подрядным организациям, нарушающим условия выполнения работ по капитальному ремонту;
законность принятия выполненных работ по капитальному ремонту, участия в данной процедуре органов местного самоуправления и представителей собственников многоквартирных домов;
выполнение контрольно-надзорными органами предоставленных им полномочий в сфере капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе в области деятельности региональных операторов и владельцев специальных счетов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей