39. Обязательной правовой экспертизе подлежат следующие разрабатываемые и поступающие проекты правовых актов и иных актов управления:
проекты приказов и распоряжений по основной деятельности <1>;
--------------------------------
<1> Перечень проектов приказов и распоряжений по основной деятельности, подлежащих правовой экспертизе, определяется правовым актом территориального органа МВД России с учетом организационно-штатного обеспечения соответствующего правового подразделения.
проекты межведомственных соглашений с органами государственной власти и организациями, заключаемых территориальным органом МВД России по вопросам организации совместной работы в рамках осуществления своей деятельности;
проекты правовых актов и иных актов управления, содержащих поручения о подготовке проектов правовых актов;
проекты приказов по личному составу <2>;
--------------------------------
<2> Перечень проектов приказов по личному составу, подлежащих правовой экспертизе, определяется правовым актом территориального органа МВД России с учетом организационно-штатного обеспечения соответствующего правового подразделения.
проекты правовых актов об утверждении (изменении) штатных расписаний территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций <3>;
--------------------------------
<3> Правовые акты, предусматривающие утверждение (внесение изменений) штатных расписаний территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций, подготавливаются в порядке, установленном Инструкцией по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 29 декабря 2012 г. N 1155.
проекты государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
проекты документации о закупке (за исключением описания объекта закупки);
проекты иных гражданско-правовых договоров <4>, образующихся в хозяйственной деятельности территориального органа МВД России, не связанной с закупками;
--------------------------------
проекты дополнительных соглашений к государственным контрактам (договорам);
проекты актов о списании материальных средств;
проекты доверенностей, выдаваемых для представления интересов территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций.
40. Правовая экспертиза проектов правовых актов территориального органа МВД России осуществляется правовым подразделением территориального органа МВД России, а проектов правовых актов подчиненных органов и организаций - их правовыми подразделениями.
(в ред. Приказа МВД России от 20.07.2023 N 529)
(см. текст в предыдущей редакции)
41. Проект правового акта представляется на правовую экспертизу должностными лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за подготовку проектов правовых актов в структурном подразделении территориального органа МВД России <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "непосредственный исполнитель".
42. Одновременно с проектом правового акта, завизированного в соответствии с требованиями, установленными Правилами, в правовое подразделение территориального органа МВД России либо правовое подразделение подчиненных органов и организаций представляется лист (листы) согласования, а также заключения, таблица разногласий (при наличии).
43. В случае подготовки проекта правового акта, регулирующего отдельные направления деятельности структурных подразделений территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций (их структурных подразделений) и рассчитанного на многократное применение, к проекту правового акта прилагаются документы, на основании которых осуществлена его разработка, и пояснительная записка.
44. При наличии в проекте правового акта предписаний, связанных с созданием новых или увеличением численности существующих подразделений, а также влекущих за собой дополнительное финансирование или материально-техническое обеспечение, подразделением - ответственным исполнителем представляется также финансово-экономическое обоснование проекта правового акта и другие необходимые расчеты и обоснования.
45. При подготовке проекта правового акта о внесении изменений в ранее изданный правовой акт к нему также прилагается рассмотренная руководителем (начальником) территориального органа МВД России либо его заместителем, ответственным за деятельность соответствующего подразделения, докладная записка, содержащая предложения о необходимости внесения соответствующих изменений.
46. Если представленный для правовой экспертизы проект правового акта не оформлен и (или) не согласован в установленном порядке, а также если к нему не приложены документы, предусмотренные пунктами 42 - 45 Правил, проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю без рассмотрения с указанием причин, послуживших основанием для его возврата.
47. Срок проведения правовой экспертизы проекта правового акта не должен превышать семи рабочих дней со дня его поступления на правовую экспертизу со всеми прилагаемыми к нему документами и материалами, а срок проведения правовой экспертизы проекта правового акта, объявляющего решение коллегии территориального органа МВД России, - трех рабочих дней.
48. В случае проведения правовой экспертизы проекта правового акта, указанного в пункте 43 Правил, а также необходимости и (или) невозможности его рассмотрения в установленные сроки (в силу значительного объема проекта правового акта и прилагаемых к нему документов и материалов; большого массива либо отсутствия в территориальном органе МВД России, подчиненном органе и организации нормативных правовых актов, требующих дополнительного изучения; наличия в проекте правового акта положений и отдельных предписаний, требующих разъяснения со стороны компетентных должностных лиц или соответствующих специалистов) срок проведения правовой экспертизы может быть продлен письменным решением соответственно начальника правового подразделения территориального органа МВД России, но не более чем до пятнадцати рабочих дней, а проекта правового акта, объявляющего решение коллегии территориального органа МВД России, - по письменному решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России до семи рабочих дней.
49. При повторном поступлении на правовую экспертизу проекта правового акта, который в ходе доработки не претерпел существенных содержательных изменений, срок проведения повторной правовой экспертизы сокращается до пяти рабочих дней. Повторная правовая экспертиза проекта правового акта, имеющего существенные изменения по содержанию, проводится в сроки, установленные пунктом 47 Правил.
50. При возврате проекта правового акта без рассмотрения по основаниям, установленным пунктом 46 Правил, срок рассмотрения проекта правового акта, поступившего на правовую экспертизу после устранения недостатков, исчисляется вновь.
51. Рассмотрение проекта правового акта в рамках правовой экспертизы включает в себя:
определение полномочий соответствующих органов (организаций, должностных лиц) по изданию данного правового акта;
определение полноты согласования проекта правового акта;
установление правильности выбора вида правового акта;
определение соответствия проекта правового акта Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России, ранее изданным правовым актам территориального органа МВД России, а в подчиненных органах и организациях - также ранее изданным правовым актам органов и организаций;
анализ проекта правового акта с учетом Правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации <1>;
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604; 2017, N 29, ст. 4374).
анализ проекта правового акта с учетом предложений по совершенствованию правовых актов, поступивших от структурных подразделений территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций;
проверку правильности оформления проекта правового акта, соблюдения установленных юридико-технических требований и правил;
подготовку заключения или визирование проекта правового акта соответствующими должностными лицами правового подразделения территориального органа МВД России, а также подготовку заключения по результатам антикоррупционной экспертизы.
При наличии технической возможности при проведении правовой экспертизы используются модули сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России <1>:
--------------------------------
<1> Приказ МВД России от 23 декабря 2016 г. N 888 "Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России".
"Правовая экспертиза" - для автоматизации процесса проведения экспертной оценки проектов правовых актов на соответствие установленным правовым нормам и правилам их подготовки;
"Антикоррупционная экспертиза" - для выявления в проектах правовых актов коррупциогенных факторов посредством использования специализированных наборов правил и формализованных критериев поиска.
52. В случае выявления несоответствия проекта правового акта Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России, правовым актам территориального органа МВД России, а в подчиненных органах и организациях - также правовым актам органов и организаций проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю с заключением правовой экспертизы.
53. Результаты антикоррупционной экспертизы проекта правового акта оформляются отдельным заключением. В случае выявления коррупциогенных факторов в заключении излагаются предложения по их устранению, а проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю для переработки.
54. Заключения по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проекта правового акта подписываются начальником правового подразделения территориального органа МВД России, а по его поручению - заместителем начальника правового подразделения территориального органа МВД России. В подчиненных органах и организациях заключения подписываются начальником правового подразделения, а при отсутствии такой должности - лицом, проводившим экспертизу.
55. Отдельные замечания и предложения (как правило, редакционного и юридико-технического характера) могут быть изложены непосредственно в тексте рассмотренного проекта правового акта. Доработка проекта правового акта по таким замечаниям и предложениям по согласованию с лицом, проводящим правовую экспертизу, может быть осуществлена непосредственным исполнителем в ходе правовой экспертизы.
56. При подготовке соответствующих замечаний и предложений листы согласования проекта правового акта возвращаются непосредственному исполнителю без отметки о согласовании проекта правового акта в правовом подразделении территориального органа МВД России (без визы). Передача проекта правового акта для доработки прекращает срок проведения правовой экспертизы проекта правового акта.
57. Если при доработке проекта правового акта в процессе его согласования в правовом подразделении территориального органа МВД России (органа, организации) подразделение - ответственный исполнитель не согласилось с высказанными замечаниями и предложениями и повторно представило проект правового акта с сохранением ранее существующей редакции содержащихся в проекте предписаний, то правовое подразделение территориального органа МВД России (органа, организации) готовит мотивированное заключение по существу спорных положений.
Данное заключение вместе с проектом правового акта и другими сопроводительными документами представляется начальником подразделения - ответственного исполнителя на доклад руководителю (начальнику) территориального органа МВД России (начальнику органа или организации) для решения об издании (подписании) проекта правового акта или дальнейшей его проработке.
58. После проведения правовой экспертизы проекта правового акта и учета всех замечаний и предложений, высказанных правовым подразделением территориального органа МВД России, на обороте каждого листа проекта правового акта ставится оттиск специального штампа "Правовая экспертиза" (как правило, в левом нижнем углу), а также подпись лица, проводившего правовую экспертизу, на оттиске штампа.
59. На листе согласования лицом, проводившим правовую экспертизу в правовом подразделении территориального органа МВД России, в зависимости от характера правового акта делается соответствующая отметка о необходимости представления электронного текста правового акта для включения его в базу данных автоматизированной информационно-поисковой системы "Правовые акты подразделения системы МВД России" <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "АИПС "ПА-Регион".
60. Сведения о проекте правового акта, прошедшего правовую экспертизу, заносятся лицом, осуществлявшим правовую экспертизу, в журнал учета правовой экспертизы проектов правовых актов, после чего проект правового акта передается на согласование (визирование) начальнику правового подразделения территориального органа МВД России или его заместителю в пределах их полномочий, предоставленных руководителем (начальником) территориального органа МВД России, а в подчиненных органах и организациях - на согласование начальнику правового подразделения (при наличии такой должности).
61. Завизированный начальником правового подразделения территориального органа МВД России либо его заместителем (начальником правового подразделения органа или организации) проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю.
62. При направлении проекта правового акта территориального органа МВД России для рассмотрения и согласования в заинтересованные органы государственной власти и организации оттиск штампа "Правовая экспертиза" ставится на обороте каждого листа одного экземпляра проекта правового акта, который после подписания остается в подразделении делопроизводства и режима территориального органа МВД России.
63. Внесение изменений в текст проекта правового акта после визы правового подразделения территориального органа МВД России (правовых подразделений подчиненных органов и организаций) не допускается, за исключением случаев, когда они вносятся по указанию руководителя (начальника) территориального органа МВД России (начальника органа или организации). В указанном случае проект правового акта подлежит повторному визированию правовым подразделением территориального органа МВД России (правовыми подразделениями подчиненных органов и организаций).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей