8.1. Перед началом и в период подъема заболеваемости ОРВИ особое внимание следует уделять санитарно-просветительной работе с населением с акцентом на профилактику заражения, особенно среди групп населения, относящихся к категории высокого риска заболевания и его неблагоприятных исходов.
8.2. Пропаганда здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения являются обязанностью медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
8.3. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется:
- в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;
- в рамках мероприятий по повышению грамотности населения по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, в т.ч. в период подготовки к эпидемическому сезону гриппа и ОРВИ;
- при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и других работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
8.4. Содержание работы по гигиеническому воспитанию и обучению граждан по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ заключается в разъяснении населению природы данных заболеваний, основных симптомов болезни, в формировании представлений о возможных путях передачи возбудителей и способах предупреждения заболевания (соблюдение правил ЗОЖ, включая полноценный сон, употребление "здоровой" пищи, двигательная активность, закаливание организма, преимущества иммунопрофилактики и методы неспецифической профилактики).
8.5. Основной целевой группой информационной кампании является взрослое население в целом, дополнительные целевые группы по сегментам: родители несовершеннолетних детей; родственники лиц, имеющих высокий риск осложнений ОРВИ и гриппа; лица с иммунодефицитами различной этиологии; лица с болезнями системы кровообращения; лица с хроническими заболеваниями органов дыхания; педагоги, врачи, журналисты; руководители и работодатели и др.
8.6. При планировании компонентов коммуникативной кампании необходимо учитывать специфические потребности и приоритеты каждой из указанных подгрупп, т.е. осуществлять сегментирование информации.
8.7. Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется с использованием различных информационных каналов:
- подготовка и трансляция роликов социальной рекламы на телевидение и радио;
- участие в теле- и радиопрограммах подготовленных специалистов в качестве экспертов;
- подготовка и размещение наружной рекламы (баннеров, уличных плакатов, экранов), реклама на транспорте;
- размещение информационных материалов в печатных средствах массовой информации;
- организация информирования через сеть Интернет: специализированные сайты, информационные порталы, социальные сети, участие в форумах ЗОЖ в качестве экспертов, дистанционное обучение, интернет-конкурсы;
- организация пресс-конференций и брифингов для средств массовой информации;
- социальная реклама в помещениях (плакаты, буклеты, экраны);
- организация и проведение массовых (в т.ч. уличных) пропагандистских акций, направленных на популяризацию здорового образа жизни и профилактики;
- проведение тематических лекций по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни;
- разработка и тиражирование информационных материалов для различных групп населения (брошюры, буклеты, листовки);
- информирование через педагогов в образовательных организациях;
- коммуникативные кампании на рабочих местах с привлечением работодателей и руководителей;
- привлечение социально-ориентированных некоммерческих организаций;
- информирование через медицинских работников на приеме, при прохождении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, посещении центров здоровья.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
8.9. В качестве основных компонентов информационной кампании по профилактике ОРИ предлагается использовать следующие информационные модули:
- вакцинация как золотой стандарт профилактики инфекций; работа с возражениями, мифы о вакцинации, несостоятельность позиции противников вакцинации;
- неспецифическая профилактика, закаливание;
- формирование здорового образа жизни (здоровое питание, здоровое движение, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);
- формирование практических навыков (навыки самоконтроля, двигательные навыки - скандинавская и обычная ходьба, промывание носа и др.);
- необходимость регулярного прохождения диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, посещения центров здоровья;
- необходимость своевременного обращения за медицинской помощью при возникновении заболевания во избежание осложнений; опасность "самолечения".
8.10. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ рекомендуется:
8.10.1. Избегать мест массового скопления людей;
8.10.2. При необходимости посещения многолюдных мест стараться соблюдать дистанцию в 1 м (не ближе расстояния вытянутой руки);
8.10.3. В местах скопления людей и при близком контакте с ними надевать медицинскую маску, защищающую нос и рот, и своевременно ее менять (приложение 7);
8.10.4. Знать и выполнять правила "респираторного этикета" (здоровым не касаться руками носа, рта и глаз, а больным не посещать общественные места без медицинских масок, кашлять и чихать в носовые платки, желательно одноразовые, или при их отсутствии - в сгиб локтя);
8.10.5. Тщательно мыть руки с мылом после посещения общественных мест, возвращаясь домой, после посещения санитарных комнат и перед приемом пищи. При этом следует соблюдать определенную последовательность (Приложение 8).
8.10.6. Для гигиенической обработки рук следует применять кожные антисептики (на спиртовой основе) в следующих случаях:
- пациентам, а также лицам, посещающих пациентов и осуществляющих уход за ними;
- в случае отсутствия возможности мытья рук с мылом и водой.
8.10.7. Регулярно проводить влажную уборку в доме, часто проветривать помещение;
8.10.8. Ежедневно гулять на свежем воздухе: пешие прогулки позволят повысить устойчивость организма к простудным заболеваниям и избежать скопления людей в транспорте;
8.10.9. Организовать рациональный режим питания, труда и отдыха.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей