8. ОБУЧЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

8.1. Перед началом и в период подъема заболеваемости ОРВИ особое внимание следует уделять санитарно-просветительной работе с населением с акцентом на профилактику заражения, особенно среди групп населения, относящихся к категории высокого риска заболевания и его неблагоприятных исходов.

8.2. Пропаганда здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения являются обязанностью медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

8.3. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется:

- в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;

- в рамках мероприятий по повышению грамотности населения по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, в т.ч. в период подготовки к эпидемическому сезону гриппа и ОРВИ;

- при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и других работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

8.4. Содержание работы по гигиеническому воспитанию и обучению граждан по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ заключается в разъяснении населению природы данных заболеваний, основных симптомов болезни, в формировании представлений о возможных путях передачи возбудителей и способах предупреждения заболевания (соблюдение правил ЗОЖ, включая полноценный сон, употребление "здоровой" пищи, двигательная активность, закаливание организма, преимущества иммунопрофилактики и методы неспецифической профилактики).

8.5. Основной целевой группой информационной кампании является взрослое население в целом, дополнительные целевые группы по сегментам: родители несовершеннолетних детей; родственники лиц, имеющих высокий риск осложнений ОРВИ и гриппа; лица с иммунодефицитами различной этиологии; лица с болезнями системы кровообращения; лица с хроническими заболеваниями органов дыхания; педагоги, врачи, журналисты; руководители и работодатели и др.

8.6. При планировании компонентов коммуникативной кампании необходимо учитывать специфические потребности и приоритеты каждой из указанных подгрупп, т.е. осуществлять сегментирование информации.

8.7. Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется с использованием различных информационных каналов:

- подготовка и трансляция роликов социальной рекламы на телевидение и радио;

- участие в теле- и радиопрограммах подготовленных специалистов в качестве экспертов;

- подготовка и размещение наружной рекламы (баннеров, уличных плакатов, экранов), реклама на транспорте;

- размещение информационных материалов в печатных средствах массовой информации;

- организация информирования через сеть Интернет: специализированные сайты, информационные порталы, социальные сети, участие в форумах ЗОЖ в качестве экспертов, дистанционное обучение, интернет-конкурсы;

- организация пресс-конференций и брифингов для средств массовой информации;

- социальная реклама в помещениях (плакаты, буклеты, экраны);

- организация и проведение массовых (в т.ч. уличных) пропагандистских акций, направленных на популяризацию здорового образа жизни и профилактики;

- проведение тематических лекций по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни;

- разработка и тиражирование информационных материалов для различных групп населения (брошюры, буклеты, листовки);

- информирование через педагогов в образовательных организациях;

- коммуникативные кампании на рабочих местах с привлечением работодателей и руководителей;

- привлечение социально-ориентированных некоммерческих организаций;

- информирование через медицинских работников на приеме, при прохождении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, посещении центров здоровья.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8.9. В качестве основных компонентов информационной кампании по профилактике ОРИ предлагается использовать следующие информационные модули:

- вакцинация как золотой стандарт профилактики инфекций; работа с возражениями, мифы о вакцинации, несостоятельность позиции противников вакцинации;

- неспецифическая профилактика, закаливание;

- формирование здорового образа жизни (здоровое питание, здоровое движение, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);

- формирование практических навыков (навыки самоконтроля, двигательные навыки - скандинавская и обычная ходьба, промывание носа и др.);

- необходимость регулярного прохождения диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, посещения центров здоровья;

- необходимость своевременного обращения за медицинской помощью при возникновении заболевания во избежание осложнений; опасность "самолечения".

8.10. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ рекомендуется:

8.10.1. Избегать мест массового скопления людей;

8.10.2. При необходимости посещения многолюдных мест стараться соблюдать дистанцию в 1 м (не ближе расстояния вытянутой руки);

8.10.3. В местах скопления людей и при близком контакте с ними надевать медицинскую маску, защищающую нос и рот, и своевременно ее менять (приложение 7);

8.10.4. Знать и выполнять правила "респираторного этикета" (здоровым не касаться руками носа, рта и глаз, а больным не посещать общественные места без медицинских масок, кашлять и чихать в носовые платки, желательно одноразовые, или при их отсутствии - в сгиб локтя);

8.10.5. Тщательно мыть руки с мылом после посещения общественных мест, возвращаясь домой, после посещения санитарных комнат и перед приемом пищи. При этом следует соблюдать определенную последовательность (Приложение 8).

8.10.6. Для гигиенической обработки рук следует применять кожные антисептики (на спиртовой основе) в следующих случаях:

- пациентам, а также лицам, посещающих пациентов и осуществляющих уход за ними;

- в случае отсутствия возможности мытья рук с мылом и водой.

8.10.7. Регулярно проводить влажную уборку в доме, часто проветривать помещение;

8.10.8. Ежедневно гулять на свежем воздухе: пешие прогулки позволят повысить устойчивость организма к простудным заболеваниям и избежать скопления людей в транспорте;

8.10.9. Организовать рациональный режим питания, труда и отдыха.