III. Ведомственные нормативные правовые акты

13.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июля 2003 г. N 144 (ред. от 31 мая 2011 г.) "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" (вместе с "СП 2.1.7.1386-03.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 г.)

Действующим законодательством определено двойное регулирование по определению класса опасности отходов:

для окружающей среды в соответствии нормативными правовыми актами Минприроды России (I - V класс опасности);

для здоровья человека в соответствии с нормативными правовыми актами Роспотребнадзора (I - IV класс опасности).

При этом факторы отнесения одного и того же объекта регулирования - отхода к определенному классу опасности производится на основе различных критериев. При этом природопользователь обязан обращаться в два ведомства (Роспотребнадзор и Росприроднадзор), нести двойные финансовые расходы и временные затраты по идентификации и классификация отхода по двум классификациям.

Внести изменения, гармонизируя две, что позволит значительно снизить издержки образователей отходов при выполнении исследований, при лицензировании деятельности по обращению с отходами, исключить административные барьеры по согласованию классов опасности токсичных отходов, а также исключить двойную систему определения классов опасности отходов.

2-е полугодие

Роспотребнадзор

14.

Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) и п. 11 приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 утверждение нормативов отходов и лимитов на их размещение возможно только в конкретных объектах размещения отходов с указанием наименования объекта размещения отходов, его номера в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).

Применение указанного требования ко всем без исключения объектам по размещению отходов, в том числе к шламовым амбарам, которые эксплуатируются от 3 до 6 месяцев, замедляет нефтегазодобычу и отрицательно влияет на экономическое развитие страны.

Недропользователи после строительства площадки кустов скважин вынуждены приостанавливать бурение скважин на срок от 3 до 9 месяцев для внесения шламового амбара в ГРОРО и утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом в шламовом амбаре размещаются отходы 4 - 5 класса опасности (малоопасные и неопасные).

ПАО "Сургутнефтегаз" ежегодно вводит в эксплуатацию порядка 1100 скважин. Приостановление их бурения на 3 - 6 месяцев приводит к снижению уровня добычи нефти и газа, что, в свою очередь, ведет к снижению доходов недропользователей и бюджетов всех уровней.

С целью упрощения процедуры нормирования отходов для объектов по размещению отходов, срок эксплуатации которых не превышает 1 год, с целью исключения необходимости приостанавливать бурение скважин на 3 - 6 месяцев после окончания строительства площадки для бурения скважин необходимо внести изменения в приказ Минприроды России N 50 путем введения уведомительного порядка регистрации для объектов по размещению отходов, срок эксплуатации которых не превышает 1 год.

2-е полугодие

Минприроды России

15.

Приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов"

Подлежит рассмотрению в части норм, приводящих к избыточным расходам хозяйствующих субъектов, а также затрудняющих получение разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов на практике.

1. Исключение ограничения на количество поездок по одному разрешению (не более 10). С целью снижения административных и материальных издержек для субъектов предпринимательской деятельности предлагаем предусмотреть срок действия специального разрешения на 6 - 12 месяцев для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также увеличить количество поездок по одному разрешению.

2. Пересмотр избыточного перечня сведений, которые приводятся в специальном разрешении, а также которые заявитель обязан указать в заявлении на получение специального разрешения.

3. Конкретизация оснований отказа в выдаче специальном разрешения при принятии решений должностными лицами.

4. Процедура подачи заявления и соответствующих документов для получения специального разрешения затруднена, отсутствует, например, возможность приостановления выдачи разрешения на неопределенный срок.

5. Установлено, что в заявление на выдачу специального разрешения, а также в самом специальном разрешении указываются характеристика перевозимого груза, наименование, габариты, масса.

Вместе с тем для выдачи специального разрешения важны только весовые и габаритные параметры перевозимого груза и идентификация транспортного средства. В этой связи предоставление наименования перевозимого груза при оформлении специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза представляется излишним требованием. Указание наименования груза приводит к тому, что заявленный груз не может быть перевезен на другом транспортном средстве, а идентичный по габаритам груз не может быть перевезен на данном транспортном средстве. Таким образом, требование об указании наименования перевозимого груза приводит к значительным административным издержкам перевозчиков.

В связи с чем, пункты 3 и 6 Порядка предлагаем изменить, предусмотрев в них указание видовых признаков и характеристики груза, а требование о предоставлении сведений о наименовании перевозимого груза исключить.

6. В соответствии с пунктами 3 и 6 Порядка устанавливается, что в заявлении на выдачу специального разрешения, а также в самом специальном разрешении необходимо указывать конкретную марку, модель, государственный регистрационный номер транспортного средства.

Однако, в случае поломки автомобиля, указанного в специальном разрешении, перевозка груза окажется невозможной, так как для этого потребуется получение специального разрешения на другое транспортное средство, что займет порядка пятнадцати дней. Таким образом, указанные требования создадут препятствия для своевременной доставки грузов.

7. Хозяйствующие субъекты также обязаны оформлять специальные разрешения на каждый автомобиль-тягач для каждого имеющегося в организации прицепа (полуприцепа), вагона-дома. Другими словами, если у юридического лица имеется один тягач и десять идентичных прицепов (полуприцепов) или вагонов-домов, то оно вынуждено оформлять десять специальных разрешений для одного тягача.

В связи с чем, требования пунктов 3 и 6 Порядка приводят к нерациональному и неэффективному использованию финансовых средств и техники юридического лица при осуществлении централизованных перевозок грузов, в том числе мобильных зданий (вагоны-дома, вагоны-бани, слесарные мастерские на шасси и пр.). В результате указанного требования затраты на оформление специальных разрешений при передислокации мобильных зданий увеличиваются более чем в 16 раз.

2-е полугодие

Минтранс России

8. С целью организации эффективной добычи природных ресурсов в части транспортной логистики необходимо из пунктов 3 и 6 Порядка исключить требование о необходимости указания в специальном разрешении марки, модели, государственного регистрационного номера транспортного средства.

Учитывая, что каждое транспортное средство проходит индивидуальный технический осмотр и имеет документ, подтверждающий его надлежащее техническое состояние, указанное предложение не приведет к снижению уровня безопасности дорожного движения.

9. Согласно п. 3 Проекта порядка на оборотной стороне специального разрешения должна содержаться информация о дате начала каждой поездки, отметка грузоотправителя об отгрузке груза, заверенные подписью ответственного лица и печатью организации.

Согласно правоприменительной практике Госавтоинспекции одна поездка при перевозке крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза ограничивается одним календарным днем.

При значительной протяженности маршрута транспортное средство может находиться в одном рейсе несколько дней. Соответственно, такой многодневный рейс будет являться одной поездкой.

Таким образом, ответственное лицо в виду значительной удаленности транспортного средства физически не может указать дату поездки в специальном разрешении.

В связи с чем, предлагаем в Порядке дать определение понятию "поездка", а также закрепить, что отметки владельца транспортного средства о датах поездок могут быть проставлены в специальном разрешении после возвращения транспортного средства из рейса.

Является избыточным требование об отметке грузоотправителя об отгрузке груза, вместе с отметкой владельца транспортного средства, особенно, когда грузоотправитель и перевозчик является одним лицом.

10. В подпункте 1 п. 9 Порядка установлена обязанность владельца автомобиля приложить к заявлению схему транспортного средства, с указанием, в том числе распределения нагрузки по осям или группам осей.

В настоящее время отсутствуют установленные Минтрансом России методики, позволяющие точно провести расчеты нагрузок на оси транспортного средства с учетом возможности их изменения и неравномерного распределения.

Таким образом, в отсутствие утвержденной методики расчета распределения нагрузки на отдельные колеса любые представленные заявителем сведения о таком распределении нагрузок на оси могут быть признаны уполномоченным органом недостоверными и перевозчику будет отказано в выдаче специального разрешения.

11. В соответствии с подпунктом 3 п. 9 Порядка к заявлению необходимо приложить сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении. Однако, перечень таких сведений не установлен, что позволяет административному органу по своему усмотрению определять состав сведений о технических требованиях, которые должны быть приложены к заявлению. Данные обстоятельства на практике могут привести к злоупотреблению полномочиями, коррупционными проявлениями со стороны надзорных органов.

В связи с чем, считаем целесообразным исключить из Порядка обязанность по представлению сведений о технических требованиях к перевозке заявленного груза.

12. Кроме того, предлагаем дополнить Порядок положениями, которые позволяют собственникам частных автодорог необщего пользования допускать к движению тяжеловесные и (или) крупногабаритные транспортные средства для собственных нужд по своим автодорогам без получения специального разрешения и без согласования маршрута движения с органами Госавтоинспекции.

В связи с чем, в п. 2 Порядка предлагаем дополнить абзацем следующего содержания: "Наличие вышеуказанного специального разрешения не требуется в случае движения по частной автомобильной дороге необщего пользования тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, которое принадлежит собственнику данной дороги".

16.

Приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"

(п. 90, п. 91).

В соответствии с пунктами 90, 91 приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее - Приказ N 36) установлен трехлетний срок эксплуатации блока криптозащиты тахографа и карт тахографа.

В связи с этим для транспортных предприятий каждые три года возникают дополнительные обязанности по замене блоков криптозащиты и перевыпуск карт тахографа. Так, только за 2017 год дополнительные затраты для ОАО "Сургутнефтегаз" составили 68 млн. руб.

Европейский опыт применения тахографов свидетельствует об избыточности введенных мер. В отношении тахографов, применяемых в странах Европы, отсутствуют требования о периодической замене каких-либо блоков или узлов. Избыточность требований о замене блока криптозащиты каждые три года подтверждается заключением Минэкономразвития России.

Учитывая изложенное, с целью снижения необоснованной финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, возникающей в связи с регулярными заменами блоков криптозащиты и карт тахографа, требуется внести изменения в пункты 90, 91 Приказа N 36, предусматривающие возможность организациям-изготовителям самостоятельно устанавливать срок действия блоков криптозащиты и карт тахографа.

1-е полугодие

Минтранс России

17.

Приказ Минтранса России от 23 июля 2014 г. N 196 "Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта"

С целью сокращения избыточной финансовой и административной нагрузки необходимо в Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 23 июля 2014 г. N 196 (далее - Перечень), включить объекты, используемые собственником исключительно для обеспечения собственных производственных нужд, вдали от населенных пунктов, на месторождениях и/или на частных автомобильных дорогах, где проезд ограничен. Отсутствие указанных объектов в Перечне привело к тому, что собственник относительно собственных объектов, являющихся охраняемыми, режимными объектами, вынужден исполнять все требования транспортной безопасности (далее - ТБ), включающие: составление плана ТБ, привлечение уполномоченной организации для категорирования объектов, используемых в закрытом цикле производства без перемещения по автомобильным дорогам общего пользования, оснащение объектов средствами наблюдения, обучение сотрудников требованиями ТБ, привлечение сторонней организации или организации собственного структурного подразделения ТБ. Кроме того, указанные объекты являются объектами государственного контроля Ространснадзора, а несоблюдение требований ТБ является административным правонарушением.

2-е полугодие

Минтранс России

18.

Приказ Минтруда России от 17 августа 2015 г. N 550н "Об утверждении правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции"

Данным приказом вводится излишнее и противоречивое регулирование тех аспектов, которые уже были урегулированы действующими нормативно-правовыми актами других министерств и ведомств Российской Федерации.

Самая большая проблема состоит в том, что работающие предприятия не представляют, что и как они должны исполнять из всей массы пересекающихся в правовом поле нормативных актов, ибо исполнение требований одних актов может приводить к неисполнению/нарушению требований других актов. В частности, исполнение приказа N 550н является для некоторых предприятий невозможным в силу того, что они находятся в производственных помещениях, спроектированных и построенных еще во времена СССР и исполнение приказа N 550н должно привести к тому, что потребуется перестройка заводских помещений, корпусов (а в некоторых случаях снос и новое строительство) или замена производственного оборудования, если вопрос касается высот, размеров проходов, лестниц, площадок и т.п. Исполнение Приказа в этой части связано для большинства предприятий с весьма значительными финансовыми нагрузками, штрафами и отказу от производства в целом.

Вот некоторые из возникающих проблем:

1. Лестницы и ограждения.

А) Все металлические площадки и лестницы для обслуживания оборудования на предприятиях выполнялись согласно:

- ГОСТ 23120 - 2016 г. (1978 г., 1992 г.). "Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные" в котором указано, что "Настоящий стандарт распространяется на стальные маршевые лестницы, площадки и ограждения к ним, применяемые в производственных зданиях и сооружениях, возводимых и эксплуатируемых в районах с расчетной температурой минус 65 °C и выше. Стандарт устанавливает технические требования на маршевые лестницы с углом наклона 45° и 60°, прямоугольные переходные площадки и ограждения к ним, изготовленные из холодногнутых и горячекатаных профилей и рассчитанные на действие нормативных временных нагрузок 200, 300 и 400 кгс/м2." "Правила техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях хлебопекарной и макаронной промышленности" - Приказ Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 896 (недействующий документ на 2017 г.) пункт 4.14. "Оборудование, зона обслуживания которого расположена на высоте (п. 4.55 настоящих Правил) от уровня пола (перекрытия), должно оборудоваться стационарными площадками с лестницами. Лестницы, переходные мостики, площадки обслуживания должны быть ограждены с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м со сплошной обшивкой внизу перил на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила (СНиП 12-03-2001)".

Примечание: СНиП 12-03-2001 в новой редакции на 2017 год - это СП49.13330 "Безопасность труда в строительстве".

- МУ ОТ РМ 02-99 методические указания "Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда".

3.2.7. "Стационарные лестницы и площадки обслуживания Оборудование, обслуживание которого или наблюдение за зоной обработки требует пребывания работающего на высоте 0,5 м и выше от уровня пола, должно иметь площадки обслуживания или галереи с нескользким настилом, оборудованные лестницами для подъема на них. Высота от площадки обслуживания до перекрытия должна быть не менее 2 м.

В качестве площадок обслуживания могут быть использованы горизонтальные поверхности оборудования, если в отраслевых нормативно-правовых актах нет специальных указаний.

Площадки обслуживания, лестницы и элементы их конструкций должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ 23120-78 "Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия".

Площадки, расположенные на высоте более 500 мм, и лестницы, ведущие к ним, должны иметь ограждения (перила) высотой не менее 1000 мм, сплошную обшивку по низу, высотой не менее 150 мм. Расстояние между вертикальными стойками - 1500 мм. На высоте 500 - 600 мм от уровня площадки должна быть расположена дополнительная горизонтальная планка. Ширина площадок обслуживания и лестниц должна быть не менее 500 мм. Расстояние между ступенями по высоте должно быть, в зависимости от угла наклона, 200 - 300 мм, ширина ступеней должна быть не менее 200 мм. Лестницы должны иметь перила с двух сторон. Не рекомендуется использовать вертикальные лестницы.

Расстояние от уровня площадки до верхнего перекрытия должно быть не менее 2000 мм.

На сегодняшний день промышленные предприятия должны руководствоваться требованиями приказа Минтруда России от 17 августа 2015 г. N 550н (Правила охраны труда при производстве отдельных видов пищевой продукции), в котором про лестницы и площадки сказано:

2-е полугодие

Минтруд России

46. Для обслуживания запорной арматуры технологического оборудования, не имеющего дистанционного управления, и пользования контрольно-измерительными приборами, расположенными над уровнем пола на высоте более 1,8 м, должны быть устроены стационарные площадки шириной не менее 0,8 м. Лестницы к площадкам должны быть снабжены поручнями.

47. Рабочие площадки, предназначенные для обслуживания технологического оборудования, должны иметь:

1) высоту от настила до конструктивных элементов производственного помещения - не менее 2,0 м; в галереях, тоннелях и на эстакадах допускается уменьшение указанной высоты до 1,8 м;

2) ширину - не менее 1,0 м;

3) ограждения по периметру высотой не менее 1,1 м со сплошной металлической обшивкой по низу ограждения на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила. Требования данного пункта распространяются также на расположенные в производственных помещениях открытые галереи, мостики и площадки, предназначенные для перехода через оборудование или коммуникации.

48. Лестницы к рабочим площадкам и механизмам должны иметь угол наклона:

1) постоянно эксплуатируемые - не более 45°;

2) посещаемые 1 - 2 раза в смену - не более 60°;

3) в зумпфах, колодцах - до 90°.

Ширина лестниц должна быть не менее 0,7 м, высота ступеней не более 0,3 м, ширина ступеней - не менее 0,25 м. Металлические ступени лестниц и площадки должны выполняться из рифленого металла.

В зумпфах и колодцах допускается применение скоб.

Как видно из выше перечисленных документов, отдельные размеры конструктивных элементов лестниц и площадок в приказе Минтруда России N 550н, не соответствуют действующим ГОСТ 23120-2016 и МУ ОТ РМ 02-99, в связи с этим для предприятий появилась неопределенность, какой нормативный акт им следует исполнять и какое исполнение будет являться надлежащим?

В связи с вышеизложенным появляется вопрос - Нужно ли переделывать все существующие лестницы и площадки на производстве, которые были выполнены до принятия данного приказа Минтруда Российской Федерации N 550н и приводить их в соответствие с требованиями данного приказа, если они ранее были выполнены по другим нормативным документам?

б) В приказе Минтруда России года N 550н, особо описаны требования к размерам ступеней и технологических площадок, а, например, в других приказах Минтруда, относящимся к другим отраслям промышленности, эти данные не указаны или отличаются от тех, что указаны в приказе N 550н.

В разных приказах по охране труда, для разных отраслей промышленности, информация о площадках и лестницах, изложена по-разному - есть разница в размерах.

Пример 1. Проект приказа "Об утверждении Правил по охране труда при проведении работ в легкой промышленности"

61. Для обслуживания арматуры и механизмов технологического оборудования, не имеющих дистанционного управления, а также контрольно-измерительных и регулирующих приборов, расположенных над уровнем пола на высоте более 1,8 м, должны быть устроены стационарные металлические площадки с перилами высотой не менее 0,9 м со сплошной обшивкой по низу высотой не менее 0,1 м.

Ширина свободного прохода площадок должна быть не менее 0,8 м.

62. Лестницы к площадкам должны быть снабжены поручнями и иметь угол наклона:

постоянно эксплуатируемые - не более 45°;

используемые периодически - не более 60°.

Лестницы и площадки должны выполняться из рифленого металла. Применение гладких площадок и ступеней лестниц, а также выполнение их из прутковой (круглой) стали запрещается.

Пример 2. Проект приказа Минтруда "Об утверждении правил по охране труда при производстве и использовании отдельных видов химических веществ".

Требований к технологическим площадкам и лестниц к ним, для обслуживания технологического оборудования, арматуры - в тексте документа нет.

На мой взгляд, целесообразно внести поправки в приказ Минтруда России N 550н, чтобы он соответствовал действующему ГОСТ или убрать эти требования из Правил охраны труда, по примеру Правил охраны труда при производстве и использовании отдельных видов химических веществ.

в) Пункт N 46 Приказа N 550н.

На мой взгляд, нет особой необходимости устраивать стационарные площадки для обслуживания запорной арматуры технологического оборудования, не имеющего дистанционного управления, если эта запорная арматура не используется во время технологического процесса и не требует постоянного обслуживания/управления.

2. Проезды напольных безрельсовых транспортных средств.

Пункт N 40 Приказа N 550н "Габариты проездов напольных безрельсовых транспортных средств и проходов внутри производственных помещений должны иметь разметку, выполненную стойкими красителями контрастных цветов шириной не менее 0,05 м. Ограничительные линии не должны наноситься ближе чем на 0,5 м к оборудованию и стенам помещений".

Чем обусловлено расстояние - 0,5 м? Следует ли понимать, что расстояние в 0,5 м предназначено для защиты оборудования и стен помещений? Если это так, то его можно уменьшить путем выполнения ограждений и колесоотбойников, которые будут защищать стены и оборудование от возможных повреждений их напольным безрельсовым транспортом. Второй вопрос, разве защита оборудования и стен от возможного повреждения должна регламентироваться правилами охраны труда?

3. Про полы в помещениях, где хранятся горючие жидкости.

Вопрос к пункту N 42 Приказа N 550н.

"В помещениях, где применяются и хранятся горючие жидкости, полы должны выполняться из негорючих материалов".

Этот пункт приказа входит в противоречие с Федеральным законом России "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Статья 134 Пункт 4. В помещениях зданий класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.

Т.к. этот пункт относится к компетенции органов пожарного надзора и входит в противоречие с Федеральным законом, то его необходимо исключить из правил по охране труда.

4. Открывание дверей из производственных помещений, пороги.

Пункт 44 Приказа N 550н

"Двери основных выходов из производственных помещений должны открываться в сторону выхода и иметь самозакрывающиеся устройства. Над дверью с внутренней стороны помещения должен быть размещен эвакуационный знак с надписью "Выход".

Устройство порогов в дверных проемах не допускается.

Этот пункт приказа не конкретен. Непонятно, какие двери нужно считать основными? По каким критериям? Кроме того, данный пункт противоречит: СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" пункт 4.2.6, 4.2.7, 4.3.4., а также противоречит Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" ст. 14, глава 5 пункт 6.

СП 1.13130.2009 пункт 4.2.6 "Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Не нормируется направление открывания дверей для:

б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел., (кроме помещения категории А и Б) и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 чел.;

в) кладовых площадью не более 200 м

д) выхода на площадки лестниц 3-го типа;

е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне;

ж) дверей, установленных в противопожарных перегородках, разделяющих коридоры здания длиной более 60 м.

СП 1.13130.2009 пункт 4.2.7 Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

СП 1.13130.2009 Пункт 4.3.4 "В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6" ТР ТС 021/2011 ст. 14, глава 5 пункт 6. Открывание дверей должно проводиться наружу из производственных помещений, если пожарными требованиями не предусмотрено иное.

Т.к. этот пункт относиться к требованиям по пожарной безопасности и входит в противоречие с СП и ТР, его необходимо исключить из правил по охране труда.

5. Про полы в производственных помещениях.

Пункт N 42 и N 43 Приказа N 550н.

Цитата из пункта N 42 "В варочном, дефростерном отделениях, моечных, помещениях водобаков в полах на перекрытии должна быть предусмотрена гидроизоляция".

Цитата из пункта N 43 Приказа. "В производственных помещениях при периодическом или постоянном стоке жидкостей по поверхности пола, а также при проведении уборки пола в помещениях поливом водой полы должны быть непроницаемы для этих жидкостей и иметь уклон для стока жидкостей к лоткам, трапам или каналам.

Трапы и каналы для стока жидкостей на уровне поверхности пола должны быть закрыты крышками или решетками. Сточные лотки должны располагаться в стороне от проходов и проездов и не пересекать их.

По мере загрязнения сточные лотки, трапы, каналы и их решетки необходимо очищать. Пункты N 42 и N 43, дублируют и вводят дополнительные требования к полам в производственных помещениях и не входят в компетенцию правил охраны труда.

Требования к полам описаны в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" ст. 14, пункт 5 "Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям:

Пункт 1. Поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа";

Зачем вводить ограничения, где должны располагаться сточные лотки? Если сточный лоток будет располагаться в зоне прохода или проезда или пересекать его, но при этом выполнен в уровень пола и закрыт крышкой или решеткой, как это может помешать проходу людей или проезду вагонетки, погрузчику? Решетка должна быть подобрана исходя из нагрузок, воздействующих на нее.

Пункты N 42 и N 43, дублируют и вводят дополнительные требований к полам в производственных помещениях и не входят в компетенцию правил охраны труда, в связи с чем, их можно исключить из правил по охране труда.

6. Про стулья в производственных помещениях.

Вопрос к пункт 52 Приказа N 550н. "При выполнении работ в положении "стоя" рабочие места должны быть обеспечены стульями для отдыха работников во время перерывов".

Целесообразно ли загромождать стульями производственные помещения? Для этих целей есть комната отдыха или специальное место в цехе, где работники могут посидеть и отдохнуть во время перерывов.

7. Про генераторы льда.

Вопрос к пункту 78 Приказа N 550н.

Цитата "Генераторы льда должны устанавливаться в отдельном помещении". Как этот пункт относится к охране труда? Этот пункт весьма категоричен и не комментирует, какой хладагент применяется в установке. Если это аммиак, есть три варианта размещения ледогенератора, согласно Постановление Госгортехнадзора России от 9 июня 2003 г. N 79 "Об утверждении Правил безопасности аммиачных холодильных установок" (зарегистрировано Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4779). Пункту 4.1. Оборудование, работающее на аммиаке, может размещаться:

В специальном помещении - машинном или аппаратном отделении;

в помещении потребителей холода;

на открытой площадке.

Если хладагентом служит фреон, то согласно ПБ 09-592-03 "Правила устройства и безопасной эксплуатации холодильных систем предусматривают три возможных варианта размещения оборудования

6.1. При проектировании холодильных установок необходимо, учитывать группы применяемых хладагентов (п. 3.1) схемы хладоснабжения (п. 3.2), категории зданий и помещений (п. 3,3), а также величины наполнения единичных систем хладагентом по массе (п. 6.3) и размещение холодильного оборудования на холодопотребляющих объектах.

Последнее может быть выполнено по одному из следующих вариантов:

вариант 1 - машинное отделение отсутствует, и все оборудование холодильной системы размещено в помещениях здания;

вариант 2 - холодильное оборудование размещено в машинном отделении, устроенном внутри здания отдельно от смежных помещений;

вариант 3 - машинное отделение устроено в обособленной пристройке к зданию или в отдельно стоящем здании или холодильное оборудование размещено на открытой площадке.

Пункт N 78, не входит в компетенцию правил по охране труда и входит в противоречие с правилами промышленной безопасности. Этот пункт следует исключить из правил по охране труда.

8. Про рампы.

Вопрос к пункту 459 Приказа N 550н:

На площадках для погрузки и выгрузки тарных грузов должны быть устроены эстакады или рампы высотой, равной уровню пола кузова транспортного средства.

Почему этот пункт не учитывает существующую реальную ситуацию в промышленности и так жестко прописывает "эстакады или рампы высотой, равной уровню пола кузова"? Сейчас для перевозки грузов используют разные автомашины с разной высотой кузовов и порой невозможно для каждого вида машины предусмотреть отдельное место на рампе, чтобы уровень пола рампы совпадал с уровнем пола кузова машины. Для подобных случаев используют специальные устройства и механизмы для выравнивания поверхности рампы и кузова машины. Бывает, что у самой автомашины есть такое устройство, в качестве примера можно привести автомашины, с так называемым, гидробортом, способными принять груз с любого уровня.

Далее, вопрос выбора высоты конструкции рампы не имеет отношения к правилам охраны труда. Как сказано в ВНТП 02-92 "Нормы технологического проектирования предприятий хлебопекарной промышленности" пункт 3.8.10 "Высота платформы зависит от способа механизации погрузочно-разгрузочных работ".

Пункт N 459, не входит в компетенцию правил по охране труда и входит в противоречие с нормами технологического проектирования. Этот пункт следует исключить из правил по охране труда.

9. Про временное хранение грузов.

Вопрос к пункту 481 Приказа N 550н.

Цитата "Для временного хранения грузов должны предусматриваться":

1) автомобильные весы;

2) площадки для хранения полуфабрикатов;

3) площадки для хранения тары;

4) площадки для очистки, промывки и дезинфекции всех видов транспортной тары (цистерны, гондолы, лодки);

5) асфальтированные или бетонированные площадки для размещения закрывающихся контейнеров для сбора и временного хранения отходов и мусора, расположенные на расстоянии не менее 25 м от производственных корпусов;

6) площадки для установки бункера для битого стекла.

Отходы производства пищевой продукции должны вывозиться за пределы производственного объекта в отведенные места ежедневно".

- Как этот пункт относится к охране труда?

- Не все из вышеперечисленного необходимо на том или ином предприятии (автомобильные весы, площадки для хранения полуфабрикатов, площадки для хранения тары и др.). Все зависит от технологического процесса, от выпускаемой продукции и от мощности и размеров предприятия.

- Требования к размещению и хранению отходов и мусора, не входит в компетенцию правил охраны труда. Санитарно-эпидемиологические правила, определяют обязательные гигиенические требования к организации временного хранения промышленных отходов.

10. Про дверные проемы в складских помещениях.

Пункт 483 Приказа N 550н.

Цитата "Складские помещения должны иметь не менее двух дверных проемов".

Это не вопрос охраны труда. Сколько дверных проемов должно иметь помещение, определяется технологическим процессом, удобством и правилами пожарной безопасности.

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

9.1.2. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения категории А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - более 25 чел. или площадью более 1000 м2;

открытые этажерки и площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2 - для помещений категорий А и Б и более 400 м2 - для помещений других категорий.

9.1.2. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - 25 чел.

9.1.3. Ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.

9.1.4. В помещениях категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.

Т.к. количество дверных проемов в складских помещениях не входит в компетенцию правил по охране труда, этот пункт нужно исключить.

11. Про открывание дверей в складских помещениях.

Вопрос к пункту 484 Приказа N 550н.

Цитата "Двери складских помещений должны открываться наружу или раздвигаться".

Это не вопрос охраны труда. Открывание дверных проемов определяется целесообразностью, планировочным решением и правилами пожарной безопасности (см. СП 1.13130.2009 пункт 4.2.6).

Так как открывание дверей в складских помещениях не входит в компетенцию правил по охране труда, можно этот пункт удалить из приказа.

12. Про помещения для спирта.

Вопрос к пунктам 485 и 486 Приказа N 550н.

Цитата "Отпускное и приемное отделения склада спирта должны отделяться от помещений для хранения спирта противопожарной стеной. Устройство оконных или дверных проемов в стенах, отделяющих указанные отделения от смежных помещений, запрещается. Пол в них должен иметь уклон в сторону, противоположную двери. 486. Свободный объем приямка на складе для сбора случайно пролитого спирта должен быть равен полному объему спирта, хранящегося в резервуаре".

Правила охраны труда не могут регламентировать, какими должны быть стены противопожарными или нет, можно в них выполнять дверные и оконные проемы или нет. Вышеперечисленные требования, это требования - пожарной безопасности. Склады спирта проектируют согласно СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности".

Т.к. требования, изложенные в пунктах 485 и 486, не входят в компетенцию правил по охране труда, эти пункты нужно исключить.

13. Требования по хранения спирта на складе.

Вопрос к пункту 497 Приказа N 550н.

Цитата "Ручная укладка бочек со спиртом и спиртованными настоями допускается не более чем в два яруса, механическая укладка - не более чем в три яруса.

По ширине штабель должен быть не более двух бочек, расстояние между штабелями или стеллажами должно быть не менее 5 м, длина штабеля - не более 25 м.".

Чем обусловлены такие ограничения? Размер емкостей, в которых храниться спирт или спиртованные настои не учтен правилами. Спирт может поставляться в емкостях 200 л, 100 л. Коньяк в емкостях - 25 л. И все эти емкости имеют разные размеры и не всегда бочки. Это правила только для бочек? Расстояние между стеллажами 5 метров, исходя из чего? Это требования пожарной безопасности или зона обслуживания стеллажей погрузочно-загрузочным транспортом?

Все эти вопросы возникли потому, что в приказе 550н нет полной информации. Все подробно описано в "Инструкция по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта". Дата введения 1986-07-01.

Пункт 497 Приказа это выдержки, обрывки информации из этой инструкции.

Получается, что пункт 497 приказа вводит в заблуждение и дублирует уже действующие нормативные документы.

В целом, текст приказа представляется недоработанным и вводящим излишнее регулирование уже урегулированных вопросов. Отдельные пункты дублируют или искажают требования других нормативных актов, которые не относятся к правилам охраны труда.

Также целесообразно было бы в данном приказе указать, что он распространяется на предприятия пищевой промышленности, спроектированные, построенные и введенные в эксплуатацию после вступления в силу данного приказа.