5. Организационная и методическая поддержка получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования

5. Организационная и методическая поддержка получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Мероприятия получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплены в региональных Программах по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве.

Доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ среднего профессионального образования (далее - СПО) обеспечивается созданием соответствующей инфраструктуры и условий обучения.

В 2018 году создано 97 базовых профессиональных образовательных организаций (далее - БПОО), которые обеспечивают поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в 80 субъектах Российской Федерации. Из них 94 БПОО в 79 субъектах Российской Федерации создано в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297) (далее - ГП РФ "Доступная среда") и 3 БПОО в г. Москве за счет средств города.

Основная цель деятельности БПОО - поддержка функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.

Деятельность БПОО включает:

- профориентационную деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;

- обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;

- разработку и реализацию адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;

- оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;

- сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;

- повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Кроме того, созданы Ресурсные учебно-методические центры СПО (далее - РУМЦ СПО) в 25 субъектах Российской Федерации в 7 федеральных округах, в которых сконцентрированы ресурсы, необходимые для обучения инвалидов и людей с ОВЗ по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, востребованных региональным рынком труда, их коллективное использование образовательными организациями, входящими в сетевое взаимодействие с РУМЦ СПО.

Основными функциями РУМЦ СПО выступают:

- методическое, информационно-аналитическое обеспечение и экспертно-консультационное сопровождение деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;

- разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведения учебных занятий) и представителей общественных организаций инвалидов;

- разработка и апробация программ, модулей, контрольно-измерительных материалов, методик и технологий подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе разработка заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства;

- разработка методических рекомендаций: по трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах; по межведомственному взаимодействию по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;

- разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);

- повышение квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;

- мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования с учетом различных групп нозологий.

Перечень БПОО и РУМЦ в разрезе субъектов Российской Федерации размещен на портале экспертно-консультационного сопровождения деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ (СПО ОВЗ РУДН) - http://spo-rudn.ru.