1. Востребованность программ профессионального обучения для лиц, имеющих нарушения интеллекта

1. Востребованность программ профессионального обучения для лиц, имеющих нарушения интеллекта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Прохождение профессионального обучения регламентируется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N 977, от 20 января 2015 г. N 17, от 26 мая 2015 г. N 524 и от 27 октября 2015 г. N 1224 (далее - Порядок N 292).

Согласно пункту 6 Порядка N 292 к освоению основных программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Обучающиеся с различными формами умственной отсталости не получают основное общее и среднее общее образование и в соответствии с частью 13 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ им по окончании обучения выдается свидетельство об обучении по образцу и в соответствии с порядком его выдачи (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145).

Указанное свидетельство об обучении дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения в соответствии с Порядком N 292.

По результатам мониторинга обучалось по программам профессионального обучения в Российской Федерации в 2017/18 учебном году 20229 человек из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ), имеющих нарушения интеллекта. Это составляет 89,2% от всех обучающихся этой категории по программам профессионального обучения (22673 человека). Прогнозируется рост количества обучающихся данной категории в ближайшие 5 лет.

Абсолютное большинство лиц с нарушениями интеллекта (99,5%) обучается по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, по программам переподготовки рабочих, служащих обучается 41 человек, по программам повышения квалификации рабочих, служащих - 53 человека.

Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.