Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для машиниста (водителя) и помощника машиниста (водителя) автомотрисы, мотовоза и дрезины ОАО "РЖД" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для машиниста и помощника машиниста автомотрисы, мотовоза и дрезины.

1.2. Действие настоящей Инструкции распространяется на работников филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", выполняющих обязанности машиниста и помощника машиниста автомотрисы, мотовоза и дрезины.

1.3. В структурных подразделениях ОАО "РЖД", эксплуатирующих автомотрисы, мотовозы и дрезины (далее - ССПС), должны быть разработаны инструкции по охране труда для работников с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации ССПС, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для их эксплуатации, ремонта) и требований:

настоящей Инструкции;

эксплуатационной документации ССПС.

В инструкции по охране труда структурных подразделений должны быть приведены необходимые схемы маршрутов служебных проходов структурного подразделения (в отдельном приложении), перечень и место хранения индивидуальных средств защиты (далее - СИЗ).

1.4. К самостоятельной работе по управлению и техническому обслуживанию ССПС допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:

медицинские осмотры предварительные и периодические, с учетом всех видов выполняемых работ;

психиатрическое освидетельствование;

профессиональный отбор;

обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, использованию (применению) СИЗ, инструктажи по охране труда и проверку знания требований охраны труда;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р;

(см. текст в предыдущей редакции)

профессиональное обучение и стажировку на рабочем месте;

вводный и первичный противопожарные инструктажи;

обучение мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума;

обучение и проверку знаний требований охраны труда, промышленной безопасности и электробезопасности;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте с проверкой знаний;

обучение безопасным методам и приемам выполнения стропальных работ с проверкой знаний (при выполнении работником обязанностей стропальщика);

абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. В процессе трудовой деятельности машинист, помощник машиниста должны систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, электро-, пожарной и промышленной безопасности, проходить:

повторные инструктажи по охране труда - не реже 1 раза в 3 месяца;

инструктажи по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) с тренировкой навыков по их применению во время повторных инструктажей по охране труда;

внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;

повторный инструктаж по пожарной безопасности - не реже 1 раза в год;

проверку знаний по электробезопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев;

очередную проверку знания требований охраны труда - не реже 1 раза в 3 года;

при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда в установленном порядке;

проверку знаний по промышленной безопасности в рамках производственных инструкций, применяемых технологических карт, проектов производства работ по обслуживанию и управлению подъемными сооружениями (далее - ПС) ССПС (при их наличии) не реже 1 раза в год.

1.6. Лица, успешно прошедшие проверку знаний по вышеперечисленным вопросам (машинист, помощник машиниста), допускаются к управлению и обслуживанию ССПС приказом начальника структурного подразделения с закреплением за конкретным ССПС.

При исполнении служебных обязанностей машинист, помощник машиниста должны иметь при себе:

служебное удостоверение;

заверенную отделом кадров структурного подразделения копию свидетельства на право управления соответствующим типом ССПС;

удостоверение о присвоении группы по электробезопасности (не ниже III группы в электроустановках до 1000 В);

удостоверение о проверке знаний по охране труда;

предупредительный талон по охране труда;

удостоверение о допуске к работам на высоте 1 группы;

удостоверение на право управления крановой установкой, если она имеется на ССПС;

удостоверение стропальщика (при выполнении стропальных работ);

маршрутный лист формы АУ-12, выписанный через программу АСУ СПС;

технический формуляр формы ТУ-58;

служебный формуляр машиниста ТУ-57 (с заключением машиниста - инструктора о допуске к самостоятельной работе с указанием плеч обслуживания, записью о проведенных контрольно-инструкторских поездках (далее - КИП) с указанием даты проведения и участка, на котором проведена обкатка, с записью руководителя организации, эксплуатирующей ССПС, о проведенном собеседовании),

выписки из ТРА станций, обслуживаемого участка,

выписку из приказа об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемых участках (заверенную руководителем структурного подразделения не ниже заместителя и с указанием номера приказа);

свидетельство о прохождении аттестации;

расписание движения поездов с изменениями.

1.7. Помощник машиниста при выполнении работ по строповке грузов должен иметь удостоверение стропальщика и сведения о ежегодной проверке знаний производственной инструкции, применяемых технологических процессов, карт и схем строповки.

1.8. Исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. Машинисту, помощнику машиниста запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.10. Машинист, помощник машиниста должны знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Правила эксплуатации специального железнодорожного подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД";

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;

Правила устройства электроустановок;

Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях;

Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила по охране труда при работе на высоте;

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 г. N 835н;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

Руководство (инструкцию) по эксплуатации ССПС;

Порядок организации контроля по "Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте";

Правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

требования пожарной безопасности, содержания помещений и оборудования;

технологические карты и технологические процессы выполняемой работы;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ;

маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;

порядок действия по системе информации "Человек на пути";

правила санитарии и личной гигиены;

правила пользования СИЗ;

порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

порядок действий при возникновении аварии или аварийной ситуации;

требования настоящей Инструкции.

1.11. Машинист, помощник машиниста должны знать (в объеме должностных обязанностей):

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть в процессе работы, и меры защиты от их воздействия;

место расположения медицинской аптечки;

номера телефонов экстренных служб;

места с плохой видимостью и особо сложными условиями на участках выполнения работ при эксплуатации и обслуживании ССПС.

1.12. Машинист, помощник машиниста в процессе работы обязаны:

применять безопасные приемы выполнения работ;

участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

сохранять в исправном состоянии и содержать в чистоте оборудование и инвентарь ССПС;

носить во время работы специальную одежду, специальную обувь (далее - спецодежда, спецобувь), содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться СИЗ;

носить каску защитную при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;

следить за исправностью систем, механизмов, предохранительных узлов, средств связи и осветительных приборов на ССПС;

следить за наличием и комплектностью медицинской аптечки, первичных средств пожаротушения и СИЗ;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", машинист, помощник машиниста, исходя из характера выполняемой им работы, обязаны:

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 01.09.2020 N 1862/р)

использовать выдаваемые им дополнительные СИЗ в соответствии с рекомендациями по их применению;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 01.09.2020 N 1862/р)

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 01.09.2020 N 1862/р)

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 01.09.2020 N 1862/р)

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, машинист, помощник машиниста должны проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 01.09.2020 N 1862/р)

1.13. Машинисту, помощнику машиниста запрещается:

приступать к выполнению разовой работы, не связанной с их прямыми обязанностями, без получения от непосредственного руководителя или руководителя работ целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

приступать к выполнению работы, если ее руководитель не указан в списке лиц, имеющих право руководить работой;

допускать пребывание на ССПС посторонних лиц;

находиться на внешних частях ССПС во время его движения;

подниматься на крышу ССПС;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, во время производства работ или при нахождении на железнодорожных путях;

носить украшения, которые могут привести к травме во время работы;

пользоваться неисправными СИЗ;

приступать к выполнению работы без использования спецодежды, спецобуви или необходимых для данной работы СИЗ;

поднимать грузы массой свыше 50 кг без применения грузоподъемных приспособлений;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

эксплуатировать оборудование, вращающиеся части которого не защищены ограждающими сетками или щитками;

держать открытыми подвагонные ящики с электрооборудованием и аккумуляторными батареями, распределительные щиты и пульты управления, находящиеся под напряжением;

нарушать требования охраны труда, электро-, пожарной и промышленной безопасности.

1.14. По прибытии к месту командирования в другое структурное подразделение машинист, помощник машиниста должны пройти вводный, первичный и целевой инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы и местных условий.

1.15. Режим труда и отдыха машиниста, помощника машиниста должен устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденными приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.

1.16. Во время работы на машиниста, помощника машиниста могут воздействовать следующие основные опасные и вредные факторы, которые подразделяют на факторы производственной среды и факторы производственного процесса:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);

движущиеся части оборудования и рабочие органы ССПС;

перемещаемые в процессе работы материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;

повышенная подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

наличие скользких и неровных поверхностей в рабочей зоне;

возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

расположение рабочего места на высоте относительно земли (существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более).

1.17. Машинист, помощник машиниста должны обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ (в соответствии с действующими нормами, утвержденными приказом федерального органа исполнительной власти):

костюмом "Механизатор-Л" или "Механик-Л";

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве или сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве;

плащом для защиты от воды;

головным убором сигнальным;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

перчатками диэлектрическими (дежурными);

ботами диэлектрическими (дежурными);

очками защитными открытыми;

наушниками противошумными;

нарукавниками из полимерных материалов;

каской защитной;

страховочной привязью;

жилетом сигнальным 2 класса защиты.

Зимой дополнительно:

костюмом для защиты от пониженных температур "Механизатор" или "Механик";

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками;

подшлемником для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

рукавицами утепленными или перчатками утепленными, или перчатками утепленными с защитным покрытием, нефтеморозостойкими;

сапогами утепленными юфтевыми на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

сапогами кожаными утепленными "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом климатических поясах или валенками (сапогами валяными) с резиновым низом.

Выдаваемые спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.

Дополнительно машинисту, помощнику машиниста должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудносмываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.

При выполнении работ в электроустановках машинист, помощник машиниста должны быть обеспечены электрозащитными средствами. Перечень электрозащитных средств определяется на основании Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, и утверждается ответственный за электрохозяйство.

1.18. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья машинист, помощник машиниста должны сообщить о происшествии поездному диспетчеру, дежурному по железнодорожной станции (в пути следования ССПС), руководителю работ (при выполнении работ), а также руководителю структурного подразделения и приступить к оказанию первой помощи.

Работодатель должен обеспечить доставку пострадавшего машиниста, помощника машиниста в медпункт или ближайшее медицинское учреждение для оказания ему помощи.

1.19. Машинист, помощник машиниста должны сообщать непосредственному руководителю и руководителю работ обо всех нарушениях, в том числе настоящей Инструкции, и обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, первичных средств пожаротушения и СИЗ. При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания машинист, помощник машиниста должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, буферных фонарей и сигнализации нагрева букс и сообщить руководителю работ и непосредственному руководителю.

1.20. Машинист, помощник машиниста должны соблюдать правила личной гигиены:

хранить личную и спецодежду, спецобувь раздельно в специально оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях в личных шкафчиках;

содержать места для хранения спецодежды и спецобуви в чистоте и порядке;

следить за исправностью спецодежды и спецобуви (обеспечение спецодеждой и спецобувью, их хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);

использовать разрешенные к применению очищающие пасты после работ с вредными веществами;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;

хранить спецодежду и спецобувь в не предназначенных для этого местах.

1.21. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях машинист, помощник машиниста должны соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетыми в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом со стороны спины, указывающим принадлежность к структурному подразделению, а со стороны груди - принадлежность к региональной дирекции (хозяйству дирекции инфраструктуры);

проходить вдоль путей в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 м от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки и отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе; в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю по исправным тротуарам (настилам), а в случае их отсутствия двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава. Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

Запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах отмеченных знаками "Негабаритное место";

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста, вне площадки убежища, во время прохода подвижного состава;

подходить к краю пассажирской платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты заходить за нее.

1.22. При следовании на работу и с работы, к месту стоянки ССПС, при передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения машинисту, помощнику машиниста следует соблюдать следующие требования:

проходить необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному установленным порядком (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и переходить путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.23. Машинист, помощник машиниста должны соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным и оголенным проводам, арматуре общего освещения, зажимам (клеммам), контактам и другим токоведущим частям электрооборудования ССПС;

не включать электроприборы при неисправности элементов заземления (зануления);

не заменять плавкие предохранители промышленного производства самодельными, некалиброванными, нестандартными;

не использовать временную или неисправную электропроводку;

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо, масло и другие жидкости;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены.

Запрещается:

приближаться самому или допускать приближение используемого инструмента (приспособления) к находящимся под напряжением, не огражденным и незаземленным проводам или частям контактной сети (далее - КС) и воздушной линии электропередач (далее - ВЛ) на расстояние менее 2 м;

касаться опор контактной сети, ВЛ, спусков заземления на данных опорах и анкерных оттяжек опор контактной сети;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме, шпалах, подвижном составе, опорах КС или ВЛ провода следует считать находящимися под напряжением. К ним, а также к объектам, на которых они лежат, нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м.

Необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся в район контактной сети или район электроснабжения, дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру или диспетчеру поездному.

1.24. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (например, из-за отсутствия СИЗ, сигналистов или квалифицированного руководителя работ, наличие которых обязательно во время производства работ) машинист, помощник машиниста имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.

1.25. Ответственность за правильную эксплуатацию ССПС и за соблюдение требований охраны труда, электро-, пожарной и промышленной безопасности во время транспортирования несет машинист.

Машинист, помощник машиниста, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.