Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.4. Способы и приемы безопасной работы при работе машинистов ССПС с применением ПС

3.4. Способы и приемы безопасной работы при работе машинистов ССПС с применением ПС.

3.4.1. Работы по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути и другого технологического оборудования крановыми установками и кранами-манипуляторами, производящиеся на закрытом для движения поездов пути или перегоне, на междупутье с нарушением габарита подвижного состава по соседнему пути или на соседний железнодорожный путь на перегонах и станциях допускается проводить только при обязательном закрытии движения поездов по соседнему пути.

До пропуска поезда по соседнему пути работа ССПС с ПС должна быть прекращена с соблюдением мер безопасности, изложенных в подпункте 3.1.8 настоящей Инструкции.

3.4.2. Машинист должен работать под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Перед началом работ с применением ПС машинисту следует определить необходимость установки выносных опор и рельсовых захватов согласно требованиям, предусмотренным заводом-изготовителем. Для этого на месте производства работ уточняется масса груза, максимальный вылет стрелы с учетом расположения мест погрузки, выгрузки перемещения груза, нахождения ССПС в кривой (превышения одного рельса над другим).

В случае отсутствия в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя ССПС сведений о применении выносных опор, все работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов, производятся с применением выносных опор.

3.4.3. Погрузо-разгрузочные работы на электрифицированных участках должны выполняться в соответствии с Правилами электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств контактной сети и линий электропередачи, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 19 апреля 2016 г. N 699р.

3.4.4. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ в зимнее время, скользкие поверхности мест прохода в рабочей зоне необходимо посыпать песком или шлаком.

3.4.5. Машинисту и помощнику машиниста запрещается осуществлять с помощью ССПС перемещение другого подвижного состава, масса которого превышает значения, допускаемые эксплуатационной документацией этого ССПС.

3.4.6. Погрузка и выгрузка материалов верхнего строения пути должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76 Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности и ГОСТ 12.3.020-80 Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.

3.4.7. При перемещении грузов машинист должен руководствоваться следующими правилами:

приступать к работе с грузоподъемным краном, монтажной площадкой, краном-манипулятором разрешается только после постановки ССПС на тормоза и при необходимости (согласно требованиям руководства завода-изготовителя) на выносные опоры и рельсовые захваты;

устанавливать ССПС необходимо так, чтобы при работе расстояние между концом стрелы крана при любом ее положении и строениями, штабелями грузов или другими окружающими предметами было не менее 1 м;

не допускать к обвязке или зацепке любого груза работников, не имеющих удостоверения стропальщика;

не применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм, не соответствующие массе и характеру груза;

работать краном и краном-манипулятором при производстве погрузочно-выгрузочных работ можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя в нарушение требований производственных инструкций для стропальщика и/или машиниста крана, то машинист по такому сигналу не должен производить требуемого маневра. Обмен сигналами между стропальщиком и машинистом должен производиться по установленному на структурном подразделении порядку. Сигнал "Стоп" машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает;

машинист и помощник машиниста должны знать грузоподъемность крана и крана-манипулятора для каждого вылета и не допускать его перегрузки;

перед подъемом груза необходимо предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны движения перемещаемого груза и зоны возможного его падения. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в этих зонах;

масса, загружаемых на ССПС материалов, не должна превышать его конструктивной грузоподъемности;

устанавливать крюк подъемного механизма над грузом необходимо так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;

укладку грузов в штабели, на платформы и транспортные средства, а также снятие, необходимо производить, не нарушая их габаритов устойчивости и равновесия;

производить одновременно перемещение ССПС и любые манипуляции с грузом запрещается;

строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона;

стропы общего назначения должны подбираться так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

3.4.8. При производстве работ машинисту запрещается:

отрывать крюком или грейфером груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, прикрепленный болтами, залитый бетоном и т.п.;

освобождать краном защемленные грузом грузозахватные приспособления (траверсу, стропы, цепи, клещи и т.п.);

поднимать груз, масса которого не известна, с поврежденными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) или находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

подтаскивать груз по земле, полу или рельсам, крюками ПС при наклонном положении грузовых канатов (без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение канатов);

освобождать с применением ПС защемленные грузом стропы, канаты или цепи;

оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания;

выравнивать перемещаемый груз руками, а также изменять положение стропов на подвешенном грузе;

приступать к работе с ПС при отключенных или неработоспособных ограничителях, регистраторах, указателях, тормозах;

поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;

укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы.

3.4.9. Оттяжки разрешается применять только для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения.

3.4.10. Крюк подъемного механизма необходимо устанавливать как можно точнее над центром тяжести груза так, чтобы при его подъеме исключалось неравномерное натяжение строп.

3.4.11. При погрузке и выгрузке краном ССПС машинист и помощник машиниста должны соблюдать следующие правила безопасности:

приступать к работе разрешается только после приведения в действие автоматического или ручного тормоза и дополнительных опор (выключателей рессор);

масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъемность крана (крана-манипулятора);

захватывать груз так, чтобы исключить смещение или падение его частей;

захват рельса при его подъеме должен осуществляться не менее чем в двух местах;

если строповка рельсов при выгрузке и погрузке производится с помощью рельсовых захватов, то они должны быть оборудованы замками против саморасцепа;

перед началом каждого подъема груза необходимо проверять надежность его зацепления, предварительно подняв на высоту не более 200 - 300 мм с последующей остановкой для проверки надежности действия тормоза механизма подъема, правильности строповки и отсутствия нарушений балансировки;

горизонтальное перемещение груза краном должно производиться на высоте не менее 0,5 м от всех встречающихся на пути предметов. Перемещение груза над людьми запрещается;

поддерживать и направлять поднимаемый груз необходимо только специальными оттяжками, находясь от него на расстоянии не менее 2 м;

рельсы на ССПС необходимо укладывать между кабиной и бортом с каждой стороны в два ряда. Рельсы длиной 25 м необходимо грузить на ССПС с прицепленной к ней платформой при помощи траверсы. Рельсы должны быть надежно закреплены, а борта ССПС и платформы закрыты;

при движении ССПС пакеты шпал и любой другой груз должны располагаться на ее погрузочной площадке таким образом, чтобы обеспечивался необходимый обзор машинисту. Груз должны быть надежно увязан и закреплен на ССПС в пределах габарита подвижного состава.

3.4.12. По окончании погрузки, выгрузки или при перерыве в работе оставлять груз в подвешенном состоянии запрещается.

3.4.13. Выгрузка и погрузка металлических деталей скреплений, поставляемых без тары, должны производиться с применением магнитной плиты. При таких работах запрещается обслуживающему персоналу находиться ближе 2 м от места возможного падения этих деталей.

3.4.14. Погрузка и выгрузка шпал и брусьев, пропитанных масляными антисептиками, должна производиться в спецодежде и спецобуви. Перед началом работ их руководитель должен выдать работающим защитную пасту для смазывания лица, рук, шеи и других открытых частей тела, а по окончании работ обеспечить возможность мытья теплой водой с мылом.

3.4.15. Запрещается подтаскивать груз поворотом стрелы или крюком при косом натяжении каната, раскачивать или стремительно опускать груз для удара.

3.4.16. При повреждении грузозахватных приспособлений работа с ними должна быть прекращена до устранения неисправности.

3.4.17. При обслуживании контактной сети со снятием напряжения, перед выполнением команды руководителя работ на подъем и перемещение монтажной площадки, машинист должен убедиться в наличии установленной на контактную сеть и используемой в качестве второго заземления инвентарной заземляющей штанги ССПС.

Исходя из местных условий и принятой технологии безопасного производства работ, необходимость применения в качестве второго заземления не инвентарной, а переносной заземляющей штанги устанавливается согласно Правилам безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО "РЖД", утвержденным ОАО "РЖД" 16 декабря 2010 г. N 103 и Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети, утвержденной ОАО "РЖД" 16 декабря 2010 г. N 104.

3.4.18. Перед выполнением путевых работ машинисты должны лично убедиться, что напряжение с контактной сети снято установленным порядком:

руководителем работ получено письменное разрешение от работника Трансэнерго, ответственного за снятие напряжения с контактной сети и ее заземление;

заземляющие штанги (основные и дополнительные) установлены.