Актуальные редакции паспортов нацпроекта "Культура" и входящих в его состав федпроектов "Культурная среда", "Творческие люди", "Цифровая культура" размещаются на официальном сайте Минкультуры России по ссылке https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (Письмо Минкультуры России от 24.12.2021 N 2828-03-6).

Темпы роста показателей посещаемости по типам организаций культуры

Темпы роста показателей посещаемости

по типам организаций культуры

N п/п

Показатели посещаемости по типам организаций культуры

Базовое значение

Период, год

Значение, млн. человек <*>

Дата

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Количество посещений театров, тыс. человек

38,8

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений театров, %

01.01.2018

2.

Количество посещений музеев, тыс. человек

113,5

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений музеев, %

01.01.2018

3.

Количество посещений общедоступных (публичных) библиотек, тыс. человек

414,6

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений общедоступных (публичных) библиотек, %

01.01.2018

4.

Количество посещений культурно-массовых мероприятий клубов и домов культуры, тыс. человек

106,2

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений культурно-массовых мероприятий клубов и домов культуры, %

01.01.2018

5.

Количество участников клубных формирований, тыс. человек

6,1

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост участников клубных формирований, %

01.01.2018

6.

Количество посещений концертных организаций, тыс. человек

22,3

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений концертных организаций, %

01.01.2018

7.

Количество посещений зоопарков, тыс. человек

8,5

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений зоопарков, %

01.01.2018

8.

Количество зрителей на сеансах отечественных фильмов, тыс. человек

54,7

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост зрителей на сеансах отечественных фильмов, %

01.01.2018

9.

Охват населения услугами автоклубов, тыс. человек

0,6

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост охвата населения услугами автоклубов, %

01.01.2018

10.

Количество посещений парков культуры и отдыха, тыс. человек

1,8

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений парков культуры и отдыха, %

01.01.2018

11.

Количество посещений цирков, тыс. человек

5,8

01.01.2018

из них, дети до 14 лет, тыс. человек

01.01.2018

Прирост посещений цирков, %

01.01.2018

12.

Количество обучающихся ДШИ и училищ, тыс. человек

1,67

01.01.2018

Прирост обучающихся ДШИ и училищ, %

01.01.2018

Всего

774,6

--------------------------------

<*> Расчет базового значения показателя "Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры (%)" рассчитан в "млн. человек". Показатели посещаемости по типам организаций культуры исчисляются в "тыс. человек" для точности и достоверности расчета отчетного значения показателя.

2. Цель (целевой показатель): "Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз (млн. обращений в год)".

Базовый показатель "Количество обращений к информационным ресурсам культуры в сети Интернет, включенных в Перечень ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Переход существенной части коммуникаций общества в цифровую форму в равной степени затронул и общекультурные процессы. Оценка реальной аудитории кинофильмов не может быть полной без учета аудитории онлайн кинотеатров и других видео-сервисов. Востребованность произведений современных музыкантов уже давно оценивается не только посещаемостью концертов, но и числом их подписчиков в социальных сетях. Музеи развивают онлайн-сервисы представления коллекций и виртуальные туры. Таким образом, и для отрасли культуры в целом, необходимо дополнить существующую систему оценки посещаемости организаций культуры показателями, характеризующими успешность их взаимодействия с обществом в цифровой среде.

Ввиду того, что взаимодействие аудитории с информационными ресурсами отрасли культуры происходит в цифровой среде, Минкультуры России планирует исключить применение традиционных методов сбора агрегированной отчетности и ввести систему прямого объективного измерения числа обращений к цифровым ресурсам культуры на основе системы счетчиков и аналитических инструментов.

Предлагаемая модель успешно применяется в интернет-коммерции для оценки взаимодействия аудитории с тем или иным интернет-ресурсом и может быть адаптирована для задач отрасли культуры.

Перечень цифровых информационных ресурсов о культуре (далее - Перечень ресурсов) создается Минкультуры России в целях координации действий органов исполнительной власти, государственных, коммерческих и некоммерческих организаций по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по доступу к культурному наследию и участию в культурной жизни страны.

Под цифровым информационным ресурсом о культуре понимается совокупность данных, представленных в виде сайта в сети Интернет, способствующих достижению следующих задач:

1. предоставление доступа к культурному наследию;

2. популяризация культуры и традиций народов России;

3. повышение посещаемости организаций культуры;

4. распространение русского языка.

Перечень цифровых информационных ресурсов о культуре включает:

1. Базовые цифровые информационные ресурсы:

- федеральные информационные ресурсы;

- региональные и муниципальные информационные ресурсы.

В перечень базовых цифровых информационных ресурсов о культуре включены:

- единый портал популяризации культурного наследия и традиций народов России "Культура.РФ" (culture.ru);

- портал популяризации истории "История.РФ" (histrf.ru);

- портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф);

- государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (goskatalog.ru);

- платформа цифровых гидов по музеям и выставочным проектам в дополненной реальности "Артефакт" (ar.culture.ru);

- официальные сайты и другие информационные ресурсы организаций культуры, подведомственных Минкультуры России.

2. Дополнительные цифровые информационные ресурсы, включаемые в Перечень ресурсов их владельцами на добровольной основе и в порядке, установленном Минкультуры России, в том числе информационные ресурсы иных государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций.

Расчет целевого показателя "Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры в 5 раз (млн. обращений в год)" производится в отношении базовых цифровых информационных ресурсов, в сравнении с показателем числа обращений к базовым цифровым ресурсам культуры за 2017 год.

Для федеральных ресурсов число обращений к базовым цифровым ресурсам культуры за 2017 год составляет 16 млн.

Перечень базовых региональных и муниципальных информационных ресурсов о культуре должен быть определен субъектом Российской Федерации в рамках регионального проекта.

Для региональных и муниципальных информационных ресурсов число обращений к базовым цифровым ресурсам культуры за 2017 год должно быть определено в рамках подготовки регионального проекта.

Включение информационных ресурсов в Перечень ресурсов осуществляется на добровольной основе, путем регистрации юридического или физического лица в качестве владельца информационного ресурса на Едином портале популяризации культурного наследия и традиций народов России "Культура.РФ" (culture.ru) и размещения программного кода счетчика на страницах включаемого информационного ресурса.

Критерии включения информационных ресурсов в Перечень ресурсов утверждаются ведомственным актом Минкультуры России.

Посещаемость дополнительных цифровых информационных ресурсов, включаемых в Перечень ресурсов их владельцами на добровольной основе является справочным показателем, который не учитывается при оценке исполнения мероприятий национального проекта "Культура".

Подсчет числа обращений к информационным ресурсам, включенным в Перечень ресурсов, производится автоматически. Сведения о фактах взаимодействия аудитории с подключенным информационным ресурсом поступают в специализированную систему Минкультуры России - АИС "Цифровая культура".

АИС "Цифровая культура" обеспечивает сбор, хранение, статистическую и аналитическую обработку данных о взаимодействии аудитории с цифровыми информационными ресурсами культуры. Доступ к системе разделен на общедоступный и служебный разделы.

В общедоступном разделе публикуются обобщенные, агрегированные аналитические данные, в том числе в машиночитаемом формате открытых данных.

Служебный раздел предоставляет аналитический инструментарий для многопараметрического изучения цифрового взаимодействия общества с подключенными цифровыми информационными ресурсами о культуре.

Прототип АИС "Цифровая культура" может быть создан к концу 2018 года, создание продуктивной системы запланировано на 2019 год.