В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. года" Правительству Российской Федерации при реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы поручено обеспечить в 2024 г. году достижение целевого показателя по увеличению численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек.
В соответствии с указанным поручением Минэкономразвития России разработан паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", включающий в себя пять федеральных проектов.
Федеральный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" предусматривает реализацию мероприятий по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
Основными мероприятиями в рамках федерального проекта являются:
освобождение субъектов МСП от подачи налоговой декларации при использовании контрольно-кассовой техники;
разработка и принятие переходных налоговых режимов в целях стимулирования роста субъектов МСП и перехода микропредприятий в малые и малых в средние;
законодательное закрепление понятия "социальное предпринимательство" в целях предоставления этой категории предпринимателей особых мер поддержки.
Также отдельно выделяются мероприятия по проведению пилотного проекта для самозанятых граждан в 4 субъектах Российской Федерации для отработки ключевых параметров специального налогового режима и последующего его законодательного закрепления. В целях стимулирования граждан к регистрации в качестве налогоплательщиков специального налогового режима предлагается обеспечить их доступ к мерам поддержки субъектов МСП, к льготным кредитам, исключить для них налоговую отчетность и предоставить возможность упрощенной регистрации.
Кроме того, мероприятия по выявлению и устранению барьеров нормативного характера планируется осуществлять в рамках механизма "Трансформация делового климата" при активном участии бизнес-сообщества.
Федеральный проект "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию" предусматривает многоканальную систему оказания финансовой поддержки, которая включает предоставление поддержки в рамках Национальной гарантийной системы с участием Корпорации, МСП Банка, региональной гарантийной инфраструктуры, предоставление микрозаймов предпринимателям государственными МФО по льготным ставкам, а также расширение лизинговой поддержки, внедрение альтернативных источников финансирования МСП, таких как выпуск облигаций и развитие краудинвестинговых платформ.
В рамках федерального проекта программа льготного кредитования субъектов МСП предусматривает следующие параметры: льготная ставка будет рассчитываться как сумма ключевой ставки, установленной Банком России, плюс 2%, но не более 8,5% годовых для конечного заемщика;
расширится число уполномоченных банков - в первую очередь за счет некрупных региональных банков, имеющих опыт кредитования субъектов МСП проект предусматривает докапитализацию АО "Корпорация "МСП" на цели расширения лизинговой поддержки субъектов МСП в рамках деятельности региональных лизинговых компаний и кредитно-гарантийной поддержки, оказываемой АО "МСП Банк". Наряду с этим, в целях увеличения объемов гарантийной поддержки при минимизации бюджетных расходов, а также с учетом лучших международных практик, предусматривается субсидирование убытков, возникающих по дефолтным кредитам субъектов МСП, гарантированным АО "Корпорация "МСП".
Федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" предусматривает комплекс мер по:
снижению издержек по созданию бизнеса, повышению уровня информированности и доступности необходимого комплекса услуг, сервисов и мер государственной поддержки для предпринимателей. В частности мероприятия направлены на обеспечение безбумажного доступа к услугам и сервисам инфраструктуры поддержки в режиме "одного окна". Отличительной чертой проекта является формирование единой цифровой среды взаимодействия с органами власти, институтами развития, партнерами и потребителями товаров (работ, услуг). В частности, предусматривается создание комфортной цифровой эко-системы для субъектов МСП, обеспечивающей возможность перехода с использованием ЕСИА между существующими информационными системами, образовательными платформами и сбытовыми площадками (B2C, B2B, B2G). Такой подход значительно расширит осведомленность предпринимателей о работе соответствующих цифровых платформ и упростит доступ к услугам, а также навигацию на этих ресурсах;
совершенствованию системы закупок. Система закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП сегодня не в полной мере обеспечивает доступ к ней малого бизнеса. Федеральный проект предлагает меры, которые позволят решить проблему сбыта для субъектов МСП и расширить долю закупок у МСП, участниками которых являются только субъекты у МСП, до 18%, с достижением общего объема закупок у субъектов МСП к 2024 г. году в размере 5 трлн рублей;
развитию и модернизации региональной инфраструктуры поддержки МСП, оказывающей комплекс услуг бизнесу. В частности, в рамках проекта предусмотрено развитие центров "Мой бизнес", которые объединяют на одной площадке все имеющиеся и необходимые ранее созданные организации инфраструктуры и институты развития в регионе. Также важным мероприятием федерального проекта является обеспечение производственных МСП доступными площадями в целях снижения их издержек на инвестиционной стадии - проект "Мой бизнес парк". Расширение сектора производственных субъектов МСП путем увеличения количества таких значимых элементов инфраструктуры имущественной поддержки субъектов МСП, как промышленные парки, технопарки, промышленные технопарки позволит увеличить объем инвестиции субъектов МСП в основной капитала и создать качественно новые производства. Субсидии субъектам Российской Федерации на развитие региональной инфраструктуры поддержки МСП будут предоставляться на условиях софинансирования (частный капитал 25 - 50%, региональный и федеральный бюджеты), приоритет будет отдан регионам, в которых зафиксировано отсутствие либо острый дефицит таких объектов, наличие резидентов. Основные направления финансирования - реконструкция производственных и офисных зданий для резидентов, инженерной инфраструктуры (внешние и внутренние сети), закупка оборудования коллективного пользования;
содействию выхода субъектов МСП на внешние рынки. Крайне низкая доля субъектов МСП осуществляют экспортную деятельность - 6%. Выход на внешние рынки позволяет субъекту МСП развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Потенциал в этом направлении достаточно большой, особенно в высокотехнологичных отраслях. В осуществлении субъектами МСП экспортной деятельности есть проблемы и недостаточной заинтересованности малого бизнеса выходить на экспорт, и наличия барьеров для экспорта, которые в основном лежат в плоскости технического регулирования. В комплекс мер поддержки МСП в несырьевом экспорте входят специальные кредитные программы, развитие сети центров поддержки экспорта МСП в регионах и реализация региональных программ поддержки.
Федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" предусматривает создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию, вовлечения продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами граждан, в официальный товарооборот, повышения конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, роста доходности крестьянских (фермерских) хозяйств, стимулирования прироста количества крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также оптимизацию реализуемых механизмов государственной поддержки фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях содействия производству и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Федеральный проект "Популяризация предпринимательства" направлен на повышение привлекательности предпринимательства и стимулирование интереса различных групп граждан к бизнесу как к той форме занятости, которая обеспечит достойный образ жизни, и как следствие рост численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
Федеральный проект направлен на решение трех ключевых задач: создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность. В рамах реализации федерального проекта предусматривается "таргетирование" мероприятий по выявленным группам целевой аудитории, что позволит значительно повысить эффективность коммуникации.
На решение указанных задач направлен комплекс мероприятий, в том числе проведение социологических исследований, в целях определения факторов, определяющих интерес граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, реализация федеральных информационных кампаний, разработка и проведение образовательных программ, курсов, в том числе модульных, а также методик, направленных на развитие предпринимательских компетенций для каждой целевой группы: школьники, студенты, женщины, военнослужащие, уволенные в запас, пенсионеры, безработные, инвалиды.
--------------------------------
Под индивидуальным и малым предпринимательством в рамках настоящего паспорта приоритетного проекта понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям и микропредприятиям.
<1> Далее - национальный проект.
- выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготным ставкам;
- выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета для покрытия расходов на образование резервов по гарантиям и поручительствам в целях увеличения объемов гарантийной поддержки в рамках Национальной гарантийной системы и (или) докапитализацию Национальной гарантийной системы в целях обеспечения финансовой поддержки субъектов МСП, в тех отраслях, где субсидирование перестает быть маржинальным для банков (субъекты МСП, реализующие стартап проекты в приоритетных отраслях, "быстрорастущие" инновационные высокотехнологичные предприятия - "газели", проекты, реализуемые на территории ДФО и моногородов, а также сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства и т.д.);
- обеспечения со стороны Минвостокразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа выполнения п. 5 Поручения Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Дальневосточный федеральный округ 5 - 8 сентября 2017 г. N Пр-1968 от 27 сентября 2017 г. по формированию портфеля приоритетных проектов, которым необходима льготная кредитная и гарантийная поддержка для реализации их субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Дальневосточного федерального округа в рамках программ поддержки АО "Корпорация "МСП";
- достижения темпов прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа пропорционально росту объема консолидированной финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках НГС.
<3> В случае выделения в 2019 году бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление субсидии бюджету Республики Крым для целей создания межрегиональной лизинговой компании в Республике Крым".
<4> Под информационными системами понимается совокупность сервисов маркетинговой, информационной, образовательной, сбытовой и иной поддержки субъектов МСП и самозанятых.
<5> Под информационными системами понимается совокупность сервисов маркетинговой, информационной, образовательной, сбытовой и иной поддержки субъектов МСП и самозанятых.
<6> Достижение показателя будет обеспечивать объем закупок, приходящихся на субъекты МСП на территории Дальневосточного федерального округа или Северо-Кавказского федерального округа, в объеме, превышающем среднее значение показателя по Российской Федерации (при условии исключения при расчете среднего значения показателя объемов закупок у субъектов МСП, зарегистрированных на территории города федерального значения Москвы).
<7> Рассчитывается по правилам, предусмотренным для расчета годового объема закупок у субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352.
<8> При условии внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части признания личных подсобных хозяйств, вступивших в кооператив в качестве членов, занятыми в сфере малого и среднего предпринимательства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей