1. Задача: "Совершенствование механизма экспорта медицинских услуг"

1.

Задача: "Совершенствование механизма экспорта медицинских услуг"

1.1.

Разработана программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации на период 2019 - 2024 гг.

10 февраля 2019 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.2.

Создан и функционирует координирующий центр по вопросам экспорта медицинских услуг

1 июня 2019 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.3

Реализована программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации за 2019 год

31 декабря 2019 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.4.

Разработана система мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, в том числе в финансовом выражении, включая методику расчета показателей

1 февраля 2020 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.5.

Реализована программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации за 2020 год

31 декабря 2020 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.6.

Внедрена система мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, в том числе в финансовом выражении, включая методику расчета показателей

31 декабря 2021 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.7.

Реализована программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации за 2021 год

31 декабря 2021 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.8.

Реализована программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации за 2022 год

31 декабря 2022 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.9.

Реализована программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации за 2023 год

31 декабря 2023 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

1.10.

Реализована программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации за 2024 год

31 декабря 2024 г.

О.О. Салагай - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

Национальный проект направлен на достижение национальных целей: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году.

<1> Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" направлен на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации.

В ходе реализации федерального проекта будет обеспечена оптимальная доступность первичной медико-санитарной помощи путем создания более 350 новых и замены более 1200 аварийных фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, приобретения более 1300 мобильных медицинских комплексов, а также своевременность экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации посредством строительства вертолетных площадок и увеличения количества вылетов.

Федеральным проектом предусмотрено создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, на основе применения lean - технологий (далее - Новая модель). Отличительными чертами Новой модели станут открытая и вежливая регистратура, сокращение времени ожидания пациентом в очереди, упрощение записи на прием к врачу, уменьшение бумажной документации, комфортные условия для пациента в зонах ожидания, понятная навигация.

В целях обеспечения охвата всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год планируется осуществить мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, развитию профилактической инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, а также организации профилактических осмотров в поликлиниках с минимальными для пациента временными затратами. Охват всех граждан профилактическими осмотрами увеличится с 39,7% в 2017 г. до 70% 2024 году.

Федеральным проектом предусмотрены мероприятия по защите прав пациентов при оказании бесплатной медицинской помощи (открытие страховыми медицинскими организациями офисов (представительств) по защите прав застрахованных в субъектах Российской Федерации с предоставлением права ораганизации и проведения экспертных мероприятий экстерриториально, в том числе с применением процедуры медиации (внесудебному урегулированию) при нарушении прав застрахованных лиц).

Федеральный проект также предусматривает мероприятия, которые связаны с мероприятиями других федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение": создание региональных систем диспетчеризации и обеспечение первичного звена здравоохранения квалифицированными кадрами.

<2> Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" направлен на снижение смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения к 2024 году, а также снижение больничной летальности от инфаркта миокарда с 13,2% до 8% в 2024 году и от острого нарушения мозгового кровообращения с 19% до 14% в 2024 году, увеличение количества рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях в 2024 году до 332,2 тыс. ед.

В рамках реализации федерального проекта планируется осуществлять мероприятия, направленные на профилактику развития сердечно-сосудистых заболеваний, своевременное выявление факторов риска развития осложнений этих заболеваний, повышение качества и создание условий для оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями. Будут переоснащены медицинским оборудованием 140 региональных сосудистых центров и 469 первичных сосудистых отделений, включая оборудование для проведения ранней медицинской реабилитации, часть первичных сосудистых отделений будут дооснащены оборудованием для выполнения рентгенэндоваскулярных вмешательств, что позволит увеличить охват больных с инфарктными состояниями рентгенэндоваскулярными вмешательствами в лечебных целях в 2024 году до 60%.

Федеральный проект также предусматривает мероприятия, которые реализуются в рамках других федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" и национального проекта "Демография".

<3> Федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" направлен на снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения к 2024 году.

Реализация федерального проекта позволит организовать мероприятия, направленные на раннее выявление онкологических заболеваний и повышение приверженности к лечению, сформировать "онконастороженность" у врачей различных специальностей, обеспечить оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями. В рамках проекта планируется создать сеть центров амбулаторной онкологической помощи в 85 субъектах Российской Федерации, обеспечивающих своевременность и комфортность прохождения диагностических процедур при возникновении подозрения о наличии у пациента онкологического заболевания, имеющих в своей структуре дневные стационары для проведения противоопухолевой лекарственной терапии (химиотерапии). Это позволит обеспечить выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях (I - II стадии) до 63% и увеличить долю лиц со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 5 лет и более до 60% в 2024 году.

Кроме этого, в рамках Федерального проекта планируется переоснастить во всех 85 субъектах Российской Федерации региональные медицинские организации, оказывающие помощь больным онкологическими заболеваниями, в том числе оборудованием для применения методов ядерной медицины. Также получит развитие сеть федеральных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями, в том числе путем создания федеральных центров протонной терапии. Будет организована работа референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований.

Федеральный проект также предусматривает мероприятия, которые реализуются в рамках других федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" и национального проекта "Демография".

<4> Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" направлен на развитие профилактического направления в педиатрии, внедрение современных профилактических технологий; улучшение материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций путем оснащения новым медицинским оборудованием; строительство/реконструкцию детских больниц/корпусов; повышение квалификации кадров. Реализация мероприятий проекта позволит улучшить оказание первичной медико-санитарной помощи детям. Оснащение детских поликлиник и поликлинических отделений современным оборудованием, создание в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей и приведет к снижению длительности ожидания осмотров врачами-специалистами и диагностическими обследованиями детей, упростит процедуру записи к врачу, создаст систему понятной навигации. Не менее 95% детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций будут соответствовать современным требованиям. Строительство/реконструкция детских больниц/корпусов расширит возможности по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи детям, обеспечит внедрение инновационных медицинских технологий в педиатрическую практику, создаст комфортные условия пребывания детей в медицинских организациях, в том числе совместно с родителями. Таким образом, за период с 2019 по 2024 гг. будет обучено не менее 10 тыс. врачей-специалистов по профилям "акушерство и гинекология", "неонатология", "анестезиология и реаниматология". Федеральный проект позволит повысить доступность и качество медицинской помощи детям всех возрастных групп.

Реализация федерального проекта носит системный характер, обеспечивая достижение целевого показателя проекта - снижение младенческой смертности до 4,5 на 1 000 родившихся живыми, и опосредовано влияет на достижение других целевых показателей национального проекта "Здравоохранение". С учетом того, что усредненный показатель младенческой смертности по центральной Европе и Балтийским странам составляет 5,0, по Европе и Центральной Азии - 8,0 на 1000 родившихся живыми, в США - 6,0, целевой показатель 4,5 по Российской Федерации является оправданным.

<5> Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" направлен на устранение кадрового дефицита медицинских работников "первичного звена". Также мероприятия проекта направлены на устранение дефицита кадров в сердечно-сосудистой, онкологической службах, медицинских организациях оказывающих медицинскую помощь детям. За время реализации проекта планируется увеличить численность врачей по сравнению с 2017 годом на 9,0% до 598 тыс. специалистов, а средних медицинских работников, соответственно, на 10,2% до 1 396 тыс. специалистов.

Указанные задачи планируется решить как за счет дополнительной подготовки специалистов (увеличения числа обучающихся по программа ординатуры и программам среднего профессионального образования), так и путем совершенствования механизмов закрепления специалистов в отрасли (повышения эффективности трудоустройства выпускников, в том числе подготовленных в рамках целевого обучения).

Одновременно мероприятия проекта направлены и на повышение профессионального уровня специалистов отрасли. Внедрение системы непрерывного профессионального образования как врачей, так и среднего медицинского персонала с использованием дистанционных образовательных технологий. Освоение разработанных с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины интерактивных образовательных модулей позволит повысить уровень квалификации специалистов. К 2024 году практически все врачи и средние медицинские работники, не менее 1 880 тыс. человек, будут совершенствовать свои знания в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Внедряемая система независимой оценки квалификации и нового допуска медицинских работников к профессии аккредитация специалистов обеспечит за счет контроля уровня квалификации каждого специалиста на этапе допуска к профессиональной деятельности повысить качество оказания медицинской помощи населению. К 2024 году планируется полностью внедрить процедуру аккредитации, которую предстоит пройти около 2 100 тыс. специалистам.

Таким образом, реализация федерального проекта носит системный характер и, учитывая, что вопрос кадрового обеспечения оказывает влияние на достижение всех целей и целевых показателей национального проекта "Здравоохранение", способствует достижению целей других федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение".

<6> Федеральный проект "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" направлен на обеспечение осуществления национальными медицинскими исследовательскими центрами, которые являются ведущими учреждениями здравоохранения, "головных" функций по профилям оказания медицинской помощи. Функции национальных медицинских исследовательских центров как "головных" организаций по профилям оказания медицинской помощи включают организационно-методическое руководство краевыми, республиканскими, областными, окружными медицинскими организациями для формирования вертикально-интегрированной системы организационно-методического сопровождения оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, а также деятельность в области подготовки медицинских кадров по профилям оказания медицинской помощи.

К 2024 году системы контроля качества медицинской помощи на основании клинических рекомендаций и критериев оценки качества медицинской помощи будут внедрены в не менее чем 750 краевых, республиканских, областных, окружных медицинских организациях субъектов Российской Федерации. Реализация федерального проекта позволит повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи населению по всей стране, повысить эффективность и качество подготовки и переподготовки медицинского персонала, обеспечить более быстрый вывод самых современных методов лечения в практическое здравоохранение.

Федеральный проект также предусматривает завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров, которая является динамичной системой, с проведением ежегодного отбора учреждений-лидеров по отдельным профилям оказания медицинской помощи на основании текущих достижений учреждений для их включения в сеть центров, которая уже к 2022 году должна насчитывать не менее 27 национальных медицинских исследовательских центров.

Реализация федерального проекта носит системный характер, оказывая опосредованное влияние на достижение всех основных целевых показателей национального проекта "Здравоохранение" и способствуя достижению целей других федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение".

<7> Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, что обеспечит преобразование и повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения на всех уровнях и создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.

В рамках федерального проекта предстоит решение задач по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам.

Решение поставленных задач в рамках федерального проекта будет осуществляться посредством внедрения и развития медицинских информационных систем в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации и создания механизмов юридически значимого электронного медицинского документооборота между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением. В 2023 году не менее 80% медицинских организаций 85 субъектов Российской Федерации обеспечат юридически значимый электронный документооборот.

К 2023 году в 85 субъектах Российской Федерации должно быть завершено внедрение государственных информационных систем в сфере здравоохранения, соответствующих требованиям Минздрава России, и подключение к ним всех медицинских организаций субъекта Российской Федерации, создание на их платформе централизованных систем, что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, организацию телемедицинских консультаций, автоматизированную диспетчеризацию санитарного транспорта.

К 2022 году 85 субъектов Российской Федерации реализуют систему электронных рецептов, автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением.

Подключение к ЕГИСЗ медицинских информационных систем медицинских организаций и государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечит к концу 2024 года в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ гражданам будут доступны услуги и сервисы, в том числе: запись на прием к врачу, диспансеризацию (профилактические осмотры), получение сведений об оказанных медицинских услугах и доступ к своим электронным медицинским документам.

Таким образом, реализация федерального проекта носит системный характер, оказывая влияние на достижение всех основных целей других федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение".

<8> Федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" направлен на создание и развитие на территории Российской Федерации механизмов и условий, обеспечивающих рост экспорта медицинских технологий, и тем самым создание дополнительных источников финансирования системы здравоохранения Российской Федерации.

В ходе реализации проекта будет разработана и внедрена система мониторинга статистических данных медицинских организаций, разработана и внедрена программа коммуникационных мероприятий по повышению информированности иностранных граждан о медицинских услугах, разработана и внедрена стратегия и методические рекомендации для медицинских организаций по развитию экспорта медицинских услуг.

В целях координации работ по реализации проекта будет создан координирующий центр по вопросам экспорта медицинских услуг.

В результате, усилится позитивный имидж российского здравоохранения на международном рынке, и будут привлечены дополнительные инвестиции в российское здравоохранение.

Реализация федерального проекта ведет к достижению целевого показателя N 9 национального проекта "Здравоохранение".