Структура национального проекта основывается на успешном пилотировании заложенных подходов в 2017 - 2018 годах в рамках реализации приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. N 9) (далее - приоритетная программа). В рамках проекта было определено, что объектом управления являются региональные программы.
С субъектами Российской Федерации, отбираемыми по утвержденным критериям, заключаются соглашения, в рамках которых субъекты Российской Федерации берут на себя обязательства по реализации региональных программ. Субъекты Российской Федерации проводят комплексный анализ приоритетных отраслей, экспортного потенциала, потенциала создания новых рабочих мест, спроса и предложения рынка труда, отбирают пилотные предприятия - образцы для реализации проекта. Предприятиям оказывается адресная поддержка по созданию программ по повышению производительности труда. К концу мая 2018 года Минэкономразвития России были заключены соглашения с 16 субъектами Российской Федерации.
В ноябре 2017 года совместно с Госкорпорацией "Росатом" в проекте были успешно запущены пилотные образцы оптимизации производственных потоков на 14 предприятиях. К концу 2018 года на 95 предприятиях ведется адресная работа по созданию образцов при поддержке экспертов Федерального центра компетенций (далее - ФЦК) и партнерских организаций.
ФЦК является носителем компетенций и лучших практик по повышению производительности труда на федеральном уровне, обобщает полученные в ходе реализации национального проекта знания, анализирует и содействует их тиражированию, проводит обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости; содействует в создании региональных центров компетенций (далее - РЦК) для тиражирования накопленного опыта в субъектах Российской Федерации.
Одновременно реализуется ряд системных мер для повышения производительности труда:
1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. Для привлечения предприятий в национальный проект разрабатывается набор мер стимулирования, включая финансовые меры (доступ к государственным мерам поддержки, предоставление льготных займов и налоговых преференций), а также набор нефинансовых мер. Данные меры разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. В процессе реализации региональных программ, а также поступающих запросов от предприятий формируется список административных барьеров; проводится работа, направленная на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, включая сферу промышленной безопасности, совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, и ряд других.
3. Обучение управленческого звена предприятий - участников национального проекта, служб занятости населения и других организаций. Программы обучения разрабатываются с учетом потребности в навыках управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания новой культуры производительности на предприятиях - участниках национального проекта.
4. Международное взаимодействие. Определен набор приоритетных стран для взаимодействия по вопросам производительности: Япония, Германия, Франция и ряд других стран. Подписан меморандум по сотрудничеству в области производительности между министерствами Российской Федерации и Японии, начата реализация совместного плана действий, включая стажировки, диагностику на пилотных предприятиях, тренинги и обмен опытом.
5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности, методических рекомендаций по созданию региональных программ и другая методологическая работа в области повышения производительности труда.
6. Обеспечение развертывания национального проекта посредством участия компаний-партнеров, а также новых форматов взаимодействия бизнеса и создания новых институтов. С целью максимального охвата предприятий и передачи им компетенций в сфере производительности труда Минэкономразвития России совместно с ФЦК проводит работу по привлечению к работе с предприятиями - участниками национального проекта компаний-партнеров, обладающих компетенциями в области построения производственных систем.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
8. Создание системы мер поддержки экспорта на предприятиях.
В отдельный блок выделена работа по повышению эффективности функционирования рынка труда. Мероприятия по повышению производительности труда на предприятиях, требующих изменений в квалификации и численности персонала, сопровождаются организованной работой по переобучению работников - участников региональных программ, а при необходимости - по их трудоустройству на другие предприятия. В субъектах Российской Федерации в целях комплексного решения проблем, связанных с занятостью населения, таких как: снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создание новых рабочих мест, активизация взаимодействия работодателей, служб занятости населения (СЗН), образовательных учреждений и других участников рынка труда, проводится работа по повышению эффективности рынка труда, в том числе мероприятиями развития СЗН. Данные меры ориентированы на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству и включают: стандартизацию работы СЗН, обучение сотрудников, внедрение активного подхода к трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями, организацию временной занятости в период технологической модернизации, повышение квалификации и переобучение работников, оптимизацию управления системой занятости на региональном и межрегиональном уровнях, организацию оказания услуг, в том числе в электронном виде.
Указанные подходы, отработанные в рамках приоритетной программы, сохраняются в структуре национального проекта:
федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда", охватывающий мероприятия по созданию условий для роста производительности труда и вовлечению предприятий;
федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", включающий работу экспертов ФЦК на предприятиях, создание РЦК, а также сбор и распространение лучших практик посредством цифровой платформы;
федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", направленный на решение задачи повышения эффективности рынка труда для повышения производительности труда, в том числе через стандартизацию работы и обновления бизнес-процессов в СЗН.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей