Определение и детализация терминологии национального проекта "Жилье и городская среда"

Определение и детализация терминологии национального

проекта "Жилье и городская среда"

В части вопросов, касающихся федеральных проектов "Ипотека" и "Жилье":

"обеспечение доступным жильем" - создание условий для возможности приобретения доступного жилья гражданами Российской Федерации;

"доступное жилье" - это жилье, которое может приобрести семья за свой счет или с помощью ипотеки на средних условиях (средняя ставка по ипотеке по данным Банка России за отчетный период, срок кредита - 15 лет) при условии расходования на оплату ипотечного кредита не более 35% своего дохода и наличия собственных средств для приобретения жилья в размере 30% стоимости квартиры общей площадью в 54 кв. метра;

"средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке" - расчетная средняя цена 1 кв. метра общей площади квартир на первичном рынке, определяется путем последовательной индексации официальных данных Росстата о фактически сложившемся уровне цен в 2017 году на показатель "номинальный индекс цен на жилье", рассчитываемый Росстатом;

Источник данных - Росстат. Методологические рекомендации по наблюдению за уровнем и динамикой цен на рынке жилья, утвержденные приказом Росстата от 20 января 2009 г. N 7.

"семьи со средним достатком" - семьи, которые имеют возможность приобретения жилья за счет ипотечного кредитования;

"улучшение жилищных условий" - комплекс мер, предусматривающий:

- приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или регистрации прав собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;

- строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;

- получение жилого помещения по договору социального найма;

- аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;

- переселение из аварийного жилого дома;

- иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.

"объем жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год" - общая площадь введенных жилых домов в эксплуатацию в отчетном периоде застройщиками всех видов (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица).

Источник данных - Росстат. Отчетность по вводу жилья в многоквартирных домах собирается с застройщиков - юридических лиц по форме отчетности С-1 по факту получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, отчетность по вводу индивидуальных жилых домов, построенных населением - по форме ИЖС, с органов исполнительной власти муниципальных образований, организаций технического учета, Росреестра по факту учета (регистрации) построенного объекта.

"совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг" - повышение ликвидности и инвестиционной привлекательности рынка ипотечных ценных бумаг как надежного источника долгосрочного фондирования выдачи ипотечных кредитов, в том числе обеспечение возможности секьюритизации ипотечных кредитов, выданных под залог прав по договорам долевого участия, и увеличение разрешенной доли инвестиций в такие бумаги НПФ и страховых компаний, включение ипотечных ценных бумаг с поручительством АО "ДОМ.РФ" в ломбардный список Банка России;

"другие формы финансирования жилищного строительства, обеспечивающие защиту прав граждан и снижение рисков для них" - поэтапный переход от прямого привлечения средств граждан для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, к финансированию жилищного строительства с использованием механизмов счетов эскроу, предусматривающих раскрытие для застройщика средств граждан - участников долевого строительства по завершении строительства;

"совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья" - реализация мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, внесение изменений в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710;

"стандартное жилье" - в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 506-ФЗ) осуществлена замена понятия "жилье экономического класса" на "стандартное жилье".

Согласно статье 15 Закона N 506-ФЗ критерии отнесения жилых помещений к стандартному жилью будут утверждены Минстроем России, а до их утверждения под стандартным жильем понимаются жилые помещения, соответствующие условиям их отнесения к жилью экономического класса.

"снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства" - оптимизация процедур в жилищном строительстве и снижение издержек застройщиков;

"обеспечение эффективного использования земель" - комплекс мер нормативно-правового регулирования, направленных на вовлечение свободных и неэффективно используемых земельных участков, прежде всего, в существующих границах городов, в целях массового жилищного строительства;

"устаревшая технология" - не отвечающая современным требованиям с точки зрения обеспечения безопасности и эффективности зданий, сооружений;

"ограничения на использование устаревших технологий" - осуществляются через совершенствование (актуализация и развитие) нормативной базы "автоматически" при обновлении нормативно-технических документов, через внедрение в нормативно-технические документы параметров передовых технологий проектирования и строительства, заменяющих параметры устаревших технологий;

"передовые технологии проектирования" - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата (решения практических задач) с применением современных/последних/эффективных методов организации, методологий, методик, инструментов, средств, в том числе программного обеспечения и т.д.;

"модернизация строительной отрасли" - это поэтапный переход от использования устаревших технологий к применению передовых технологий в строительной отрасли.

В части вопросов, касающихся федеральных проектов "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда":

"кардинальное повышение комфортности городской среды" - кардинальное повышение комфортности городской среды выражается в повышении индекса качества городской среды в городах на 30 процентов и сокращении количества городов с неблагоприятной средой в два раза;

"повышение индекса качества городской среды на 30 процентов" - индекс качества городской среды будет рассчитываться Минстроем России, исходя из базового значения индекса 2018 года в соответствии с утвержденной методикой. Повышение предполагает постепенный рост значения индекса качества городской среды с 2018 года до 2024 года включительно. Цифровые показатели роста определяются паспортом национального проекта "Жилье и городская среда" с разбивкой по годам;

"сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза" - понятия "благоприятная", "неблагоприятная" среда будут даны в методике определения индекса качества городской среды. При этом, городская среда будет оцениваться как неблагоприятная в случае, если значение индекса качества городской среды соответствующего города будет ниже 50% от максимального значения, которое может набрать город в соответствии с методикой. В целях сокращения количества городов с неблагоприятной средой в два раза в приоритетном порядке распределение средств федерального бюджета, предоставляемых в рамках выделения субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству, осуществляется в отношении городов;

"создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды" - основным механизмом прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды будет являться рейтинговое голосование граждан, в ходе которого жители определяют какие объекты необходимо будет благоустроить в первоочередном порядке и включать в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, и которое станет постоянной ежегодной процедурой (с учетом опыта его проведения в 2018 году). Порядок проведения рейтингового голосования будет установлен субъектами Российской Федерации. Граждане получают право участвовать в рейтинговом голосовании с 14 лет. Продолжится внедрение Целевой модели вовлечения граждан в принятие решений вопросов развития городской среды;

"увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов" - под гражданами, принимающими участие в решении вопросов развития городской среды, будут учитываться граждане Российской Федерации в возрасте с 14 лет, принявшие участие в мероприятиях, проводимых на территории муниципальных образований, в которых реализуются государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды. К числу основных таких мероприятий относятся: рейтинговое голосование, обсуждение конкретных проектов создания комфортной городской среды, в том числе в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, дизайн-проектов по конкретным территориям, использование цифровых технологий (мобильные приложения, он-лайн порталы для голосования ("Активный гражданин", "Добродел" и т.п.). Измерение количества людей, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, будет осуществляться на основании отчетной информации, предоставляемой муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации, в том числе размещаемой в модуле "Формирование комфортной городской среды" государственной информационной системы ЖКХ;

"обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" - осуществление в отчетном периоде (с 2019 по 2024 годы) расселения непригодного для проживания жилищного фонда в объеме не менее 50% объема жилья, признаваемого в этот же период аварийным, при условии выделения необходимых объемов финансирования из федерального и региональных бюджетов;

"создание механизмов переселения граждан" - принятие изменений в законодательство Российской Федерации (Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации), устанавливающих порядок и условия переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, а также принятие актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок оказания федеральной поддержки субъектам Российской Федерации на расселение непригодного для проживания жилищного фонда;

"непригодный для проживания жилищный фонд" - совокупность многоквартирных домов, признанных аварийными в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

"создание механизмов развития комфортной городской среды" - формирование и реализация мероприятий, предусмотренных паспортом национального проекта "Жилье и городская среда", паспортом федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, а также иных мероприятий, предусмотренных решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минстроя России по вопросам формирования комфортной городской среды;

"неблагоприятная среда" - состояние городской среды, устанавливаемое в соответствии с методикой определения индекса качества городской среды при котором количество набранных муниципальным образованием, в отношении которых устанавливается индекс качества городской среды, баллов составляет менее 50% от максимально возможного количества баллов;

"комплексное развитие городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды" - изменение состояния городской среды в результате реализации национального проекта "Жилье и городская среда", характеризующееся повышением индекса качества городской среды в соответствии с целевыми показателями национального проекта в городах, в отношении которых происходит расчет такого индекса в соответствии с методикой определения индекса качества городской среды.

--------------------------------

<1> При условии выполнения подпункта "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической ситуации, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;

<2> Значения показателя "Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год, млн. кв. метров" может быть пересмотрен с учетом части 14 статьи 9 законопроекта N 581453-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предполагающей переход всех действующих проектов строительства на работу по счетам эскроу с 1 июля 2019 г.

<3> Формирование индекса качества городской среды с учетом определения понятий "благоприятная среда" и "неблагоприятная среда" и корректировки методики подсчета индекса качества городской среды.

<4> - результаты могут уточняться в связи с актуализацией государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, указано прогнозное количество общественных территорий, которые будут благоустроены в период с 2019 по 2024 годы, исходя из количества общественных территорий, включенных в настоящее время в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды на период 2018 - 2022 гг., а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, выявленных по результатам инвентаризации. Количество общественных территорий, включенных в государственные (муниципальные) программы приведено ниже в таблице.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Итого

2019 - 2024

Количество, общественных территорий, в том числе набережных, центральных площадей и парков, включенных в действующие государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды (нарастающим итогом) <*>

5 008

4 799

7 150

8 626

-

-

25 583

--------------------------------

<*> Реализация мероприятий осуществляется, в том числе на территории всех городов Российской Федерации. Справочно: по данным Росстата на 01.01.2018 на территории Российской Федерации 1113 городов. По состоянию на 28.06.2018 года число городов Российской Федерации увеличилось до 1114, так как в соответствии с Областным законом от 18.06.2018 N 46-оз "Об изменении категории населенного пункта Кудрово во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области и о внесении изменения в областной закон "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения" деревня Кудрово была преобразована в город Кудрово.

<5> В том числе реализованы отдельные мероприятия по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации (в соответствующем году).

<6> В том числе в соответствии с действующими программами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Целевые показатели реализации мероприятий, направленных на развитие деревянного домостроения в пилотных субъектах Российской Федерации, определенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:

Наименование субъекта Российской Федерации <*>

Количество введенных в эксплуатацию деревянных домов в пилотных субъектах Российской Федерации, кв. м.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Архангельская область

110 063

116 667

123 667

131 087

138 952

147 289

156 126

165 494

Забайкальский край

228 253

241 948

256 465

271 853

288 164

305 454

323 781

343 208

Иркутская область

213 901

226 735

240 339

254 759

270 045

286 247

303 422

321 627

Республика Коми

35 448

37 575

39 830

42 220

44 753

47 438

50 284

53 301

Кировская область

62 424

66 169

70 139

74 348

78 808

83 537

88 549

93 862

ВСЕГО

650 088

689 094

730 439

774 266

820 721

869 965

922 163

977 492

--------------------------------

<*> Перечень пилотных субъектов Российской Федерации определен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

<7> В том числе в соответствии с действующими программами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

<8> Планируется экспертное обсуждение.

<9> В рамках реализации задачи по преобразованию отрасли городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, определенной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204.

<10> Предоставление средств федерального бюджета, возможно в том числе на конкурсной основе.