3.1. Условия проведения актуарной деятельности по тарификации

3.1.1. Проведение актуарием (полностью или частично) тарификации страхового продукта подразумевает его вовлеченность в следующие процессы:

- разработка и обоснование тарифного базиса для тарификации;

- расчет базовых тарифов для разрабатываемого страхового продукта;

- проведение прогнозирования прибыльности разрабатываемого страхового продукта (расчет вектора прибыли, расчет меры прибыльности страхового продукта, оценка возможных отклонений мер прибыльности страхового продукта от ожидаемых и целевых значений);

- проверка критериев прибыльности - проверка, удовлетворяют ли значения мер прибыльности заданным в компании критериям прибыльности (диапазонам допустимых значений);

- анализ чувствительности мер прибыльности к изменению в тарифном базисе.

3.1.2. Актуарий должен выявить риски, связанные с основными характеристиками рассматриваемого страхового продукта, в частности:

- специфические страховые случаи;

- возможности страховых пособий;

- особенности порядка уплаты взносов;

- наличие выкупных сумм, бонусов, опций и гарантий.

3.1.3. Перед началом проведения тарификации страхового продукта по договорам страхования жизни актуарию следует убедиться в том, что ему доступно описание дизайна страхового продукта, выполненное с его участием или без его участия.

3.1.4. При проведении тарификации актуарию следует учитывать имеющуюся у него информацию в отношении существенных характеристик продукта:

- желаемого дизайна страхового продукта;

- страховых рисков и правил андеррайтинга разрабатываемого страхового продукта;

- возможностей инвестирования и хеджирования (анализ инвестиционных рисков);

- условий перестрахования разрабатываемого страхового продукта;

- возможностей администрирования страхового продукта (необходимость автоматизации, необходимость актуарного оценивания, наличие операционных рисков);

- возможностей каналов продаж, методов продаж страхового продукта;

- целевых рынков, на которых будет продаваться страховой продукт, условий конкуренции на них (в части цены, комиссионных и иных вознаграждений, маркетинговых представлений, технологических решений);

3.1.5. При проведении тарификации актуарию следует принимать во внимание учетную политику страховщика, утвержденные в компании критерии прибыльности страхового продукта.

3.1.6. При тарификации актуарию следует учитывать наличие в страховом продукте опций и гарантий. Стоимость опций и гарантий может учитываться:

- в явном виде или

- неявно - за счет более консервативных предположений тарифного базиса в отношении стоимости других обязательств по договору страхования;

- отдельно в отношении конкретной опции и (или) гарантии по договору или в совокупности по всему договору.

Актуарию следует принимать во внимание то, что наличие гарантий может привести не только к вероятным выплатам, но и к повышению размеров страховых резервов, требуемых законодательством и нормативными актами, и как следствие - к увеличению потребности в капитале.

Актуарию следует принимать во внимание возможное финансовое воздействие гарантий с учетом перестрахования, участия страхователя в прибыли страховщика, согласования активов и обязательств, изменения программы страхования.

3.1.7. В процессе тарификации актуарий может анализировать возможные варианты дизайна страхового продукта и соответствующие им риски.

Один и тот же уровень мер прибыльности можно обеспечить при разных дизайнах страхового продукта. Совместно с проверкой критериев прибыльности страхового продукта актуарий может вносить предложения по корректировке дизайна страхового продукта (например, повышение или понижение базовых тарифов, изменение размера выкупных сумм, формула начисления дополнительного инвестиционного дохода).

3.1.8. В отношении некоторых страховых продуктов объектом тарификации могут являться не только базовые тарифы, но и иные числовые параметры договора страхования, влияющие на размер базовых тарифов (например, гарантии и опции, вычеты, покрывающие выплаты по страховым рискам и расходы страховщика).