3.3. Методы тарификации

3.3.1. Актуарий должен определить базовый тариф по страховому продукту и методы его расчета с учетом требований законодательства Российской Федерации, федеральных стандартов актуарной деятельности, стандартов и правил саморегулируемой организации актуариев, членом которой он является, а также специфики деятельности страховщика.

3.3.2. Базовые тарифы по страховому продукту могут быть определены разными способами, в том числе:

- в виде абсолютной денежной или относительной величины (например, установленного процента, промилле от страховой суммы);

- в виде таблиц абсолютных денежных или относительных величин (например, процентов, промилле от страховой суммы), размер которых может зависеть от страховой суммы, от пола и (или) возраста застрахованного, от других факторов (рода деятельности застрахованного, состояния здоровья и др.);

- в виде усредненных тарифов по полу и (или) возрасту, принимая во внимание пол и возраст типичного клиента по разрабатываемому страховому продукту (для удобства продаж).

3.3.3. Актуарию следует рассмотреть целесообразность применения следующих методов тарификации с учетом достоинств и недостатков, возможностей их практического применения (объем и полноту доступных данных, трудоемкость применения метода): формульный метод расчета базового тарифа, тестирование прибыли, другой метод.

3.3.4. Актуарий может руководствоваться следующими характеристиками при выборе метода тарификации, например:

- формульный метод расчета базового тарифа прост в применении на практике, но не учитывает целый ряд факторов рисков и предположений тарифного базиса. Применяя формульный метод расчета базовых тарифов, актуарию следует дополнительно произвести тестирование прибыли для одного типового договора страхования по страховому продукту, оценить его чувствительность прибыльности к изменению основных параметров тарифного базиса;

- тестирование прибыли является предпочтительным методом расчета базового тарифа. В случае если значения прогнозных значений тарифного базиса имеют существенную неопределенность, то применение тестирования прибыли может быть неоправданным усложнением процесса тарификации.

3.3.5. Актуарий должен раскрыть причины изменения метода расчета базовых тарифов и обосновать использование нового метода тарификации.