См. Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики за 1 полугодие 2019 года.

Осуществление государственного контроля (надзора)

Контрольно-надзорная деятельность Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ (далее - обязательные требования) для всех субъектов Федерального закона N 115-ФЗ.

Основной целью проведения таких мероприятий является формирование единого понимания участниками "антиотмывочной" системы требований законодательства о ПОД/ФТ и создание мотивации к их добросовестному поведению.

1. В целях предупреждения нарушений субъектами первичного финансового мониторинга обязательных требований, а также выявления и устранения причин, способствующих их совершению, Росфинмониторингом и его территориальными органами проводятся мероприятия по профилактике в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений <5>.

--------------------------------

<5> Размещается на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) в разделе "Организациям"/"Программа профилактики".

Значительную роль в повышении профессиональной подготовки в целях ПОД/ФТ играют Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) и Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ (МСИ).

В рамках деятельности, направленной на предупреждение нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ, Росфинмониторингом совместно с МУМЦФМ в течение 2018 года проводились мероприятия по профилактике в формате семинаров, тематических конференций, тренингов, опубликования информационных писем, консультаций при обращений граждан, в том числе на "горячую линию", а также направлялись письма и предостережения поднадзорным субъектам о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации.

В 2018 году большинство публичных мероприятий для субъектов первичного финансового мониторинга, в том числе для общественных объединений, ассоциаций, проводилось с участием представителей надзорных органов Российской Федерации. В частности, проводимые территориальными органами Росфинмониторинга "балансовые совещания" посетило около 4 тыс. представителей субъектов первичного финансового мониторинга, в том числе общественных объединений, ассоциаций, и надзорных органов (в 2017 году - более 1,5 тыс. представителей).

В целях принятия поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений обязательных требований территориальными органами Росфинмониторинга на постоянной основе проводится предметная разъяснительная работа непосредственно в ходе проведения проверок, что позволяет оперативно принимать меры по исправлению допущенных нарушений и недопущению их в перспективе.

2. В рамках осуществления функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и по выработке мер противодействия этим угрозам <6>, Росфинмониторингом при участии органов государственной власти, Банка России и субъектов первичного финансового мониторинга в 2018 году проведены Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и Национальная оценка рисков финансирования терроризма (далее - НОР ОД и НОР ФТ) <7>.

--------------------------------

<6> п. 1, пп. 16 - 16.3 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808.

<7> Отчеты о НОР ОД и НОР ФТ размещены на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fedsfm.ru) в разделе "Деятельность"/"Национальная оценка рисков", а также в Личных кабинетах субъектов первичного финансового мониторинга в разделе "Риски ПОД/ФТ"/"Входящие".

Также Росфинмониторингом, другими надзорными органами и Банком России в 2018 году проведены секторальные оценки рисков ОД/ФТ (далее - СОР ОД/ФТ) поднадзорных секторов <8>.

--------------------------------

<8> Отчеты о СОР ОД/ФТ лизинговых компаний, факторинговых компаний, операторов по приему платежей и риэлторов размещены на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fedsfm.ru) в разделе "Деятельность"/"Национальная оценка рисков", а также в Личных кабинетах субъектов первичного финансового мониторинга в разделе "Риски ПОД/ФТ"/"Входящие".

Основной целью проведения оценки рисков ОД/ФТ является формирование понимания как надзорными органами, так и субъектами первичного финансового мониторинга, существующих и потенциальных рисков и угроз, способствующих возникновению негативных последствий, а также выработка и принятие превентивных мер реагирования.

Результаты НОР ОД, НОР ФТ и СОР ОД/ФТ доведены до всех участников системы ПОД/ФТ (правоохранительные, контрольно-надзорные и иные государственные органы, а также субъекты первичного финансового мониторинга) для использования как в практическом применении риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности, так и при выстраивании политики управления рисками, проведении оценки рисков своих клиентов, услуг (продуктов) субъектами первичного финансового мониторинга. В частности, в декабре 2018 года опубликовано информационное сообщение Росфинмониторинга "Об использовании результатов оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма" <9>.

--------------------------------

<9> Размещено на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fedsfm.ru) в разделе "Деятельность"/"Национальная оценка рисков", а также в Личных кабинетах субъектов первичного финансового мониторинга в разделе "Риски ПОД/ФТ"/"Входящие".