3.4. Подготовка и оформление проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и проектов технических заданий на их разработку

3.4. Подготовка и оформление проектов федеральных

конституционных законов, федеральных законов и проектов

технических заданий на их разработку

3.4.1. Минпросвещения России в установленной сфере деятельности разрабатывает проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и проекты технических заданий на их разработку (далее - законопроект) во исполнение актов законодательства Российской Федерации, поручения или указания Президента Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, соответствующих указаний или поручений руководства Министерства, а также в инициативном порядке.

Организация подготовки законопроектов возлагается на руководителей структурных подразделений в соответствии с их компетенцией.

Контроль за указанной выше деятельностью осуществляется заместителем Министра, курирующим соответствующее структурное подразделение.

3.4.2. Законопроект разрабатывается в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 и в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент).

3.4.3. Для рассмотрения законопроекта в Правительство Российской Федерации представляется пакет документов: сопроводительное письмо, законопроект и материалы к нему.

Сопроводительное письмо содержит основания внесения законопроекта, сведения о его содержании и согласовании, сведения об отсутствии в проекте коррупциогенных факторов. В случае проведения в отношении законопроекта педагогической и (или) обязательной метрологической экспертиз в сопроводительном письме также указываются сведения о результатах проведения указанных экспертиз.

К законопроекту прилагаются следующие материалы:

проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя (официальных представителей) Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования, основной идеи законопроекта и информацию о соответствии законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации;

финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию законопроекта, оформленное в соответствии с подпунктами 53(1) и 53(2) Регламента (представляется в случае внесения проектов федеральных законов, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а также абзацем вторым подпункта 53 Регламента), содержащее в том числе сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой разработан законопроект либо к сфере реализации которой он относится, а также прогноз последствий реализации положений законопроекта, направленных на достижение целей указанной государственной программы Российской Федерации, или сведения об отсутствии влияния положений законопроекта на достижение целей государственных программ Российской Федерации;

перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

заключения, предусмотренные подпунктами 60 - 60(5) Регламента;

заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;

перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта, содержащих наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов. В случае если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или предоставляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.

3.4.4. Требования к оформлению законопроекта и сопроводительных документов приводятся в приложении N 22 к настоящей Инструкции.

3.4.5. Структурное подразделение, ответственное за подготовку законопроекта, проводит согласование его с соответствующими структурными подразделениями.

Визирование законопроекта структурным подразделением осуществляется в электронном виде в системе ЕСЭД с обязательным дублированием на бумаге.

Согласование законопроекта оформляется визой, включающей личную подпись визирующего, при необходимости его должность, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются собственноручно на оборотной стороне последнего листа законопроекта на втором экземпляре документа на листе согласования.

Возражения по законопроекту излагаются в отдельной справке, которая прилагается к проекту.

Если в процессе согласования в законопроект вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному визированию. Повторного визирования не требуется, если при доработке в законопроект внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его содержания.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту до его представления в Правовой департамент визируется руководством Департамента финансов, экономики и организации бюджетного процесса.

3.4.6. Законопроект, подготовленный структурным подразделением и завизированный руководителями (или их заместителями) всех заинтересованных структурных подразделений, до согласования с заинтересованными органами государственной власти подлежит правовой экспертизе, проводимой Правовым департаментом.

Законопроект направляется в Правовой департамент с приложением всех материалов (документов), в соответствии с которыми или во исполнение которых он подготовлен. Правовая экспертиза законопроекта без приложения указанных материалов (документов), предусмотренных Регламентом, а также сведений о согласовании его со структурными подразделениями, не производится, а законопроект возвращается исполнителю со служебной запиской и приложением всех представленных документов.

Работники Правового департамента вправе не проводить правовую экспертизу законопроекта в случае, если стало известно, что редакция законопроекта изменилась, либо законопроект отозван исполнителем.

3.4.7. Правовая экспертиза законопроекта осуществляется Правовым департаментом в 7-дневный срок со дня его поступления. При проведении правовой экспертизы законопроекта исполнитель может привлекаться работником Правового департамента, проводящим правовую экспертизу, для дачи пояснений. При наличии замечаний и предложений, сделанных по тексту, законопроект передается исполнителю на доработку.

Доработанный законопроект вместе с предыдущим законопроектом, содержащим замечания и предложения, сделанные по тексту, передаются исполнителем работнику Правового департамента, проводившему правовую экспертизу, для проверки соответствия и правильности доработанного проекта.

При наличии неурегулированных разногласий законопроект не визируется, а возвращается исполнителю вместе с заключением, подписанным руководством Правового департамента.

При отсутствии замечаний законопроект полистно (внизу каждого листа проекта) визируется руководством Правового департамента.

3.4.8. Законопроект до его внесения в Правительство Российской Федерации подлежит обязательному согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и иными организациями.

В соответствии с подпунктами 57 - 59 Регламента законопроект после согласования и при условии его размещения в сети Интернет в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы в установленном порядке до внесения в Правительство Российской Федерации направляется с приложением заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при их наличии), протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу для оценки проекта акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, в том числе на предмет соответствия законопроекта Договору о Евразийском экономическом союзе, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов.

Законопроект, оказывающий влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, направляется на заключение в Министерство финансов Российской Федерации с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии), замечаний, а также финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию законопроекта, составленным в соответствии с подпунктами 53(1) и 53(2) Регламента.

Законопроект, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, направляется с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации.

Законопроект, регулирующий отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающий влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляется с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Законопроект, регулирующий отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, направляется на заключение об оценке регулирующего воздействия в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Законопроект, подготовка которого осуществлялась с привлечением Экспертного совета, вносится в Правительство Российской Федерации с заключением Экспертного совета.

Законопроект, подготовка которого осуществлялась с привлечением Экспертного совета, может быть внесена в Правительство Российской Федерации без заключения Экспертного совета в случае, если заключение Экспертного совета не поступило в Минпросвещения России в установленный срок.

3.4.9. В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, законопроект размещается структурным подразделением - исполнителем в установленном порядке на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с подпунктом 57 Регламента, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта не может быть меньше срока, установленного для его рассмотрения государственными органами и организациями.

Согласование законопроекта осуществляется одновременно с проведением процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы при условии их размещения в сети Интернет, направлением на заключение в Экспертный совет и обсуждением общественно значимых из них с общественными советами при Минпросвещения России.

3.4.10. В случае если решением Конституционного Суда Российской Федерации федеральный конституционный закон, федеральный закон и (или) закон Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, вносится в Правительство Российской Федерации в срок не более 3 месяцев со дня официального опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации.

3.4.11. Законопроект вносится в Правительство Российской Федерации в форме пакета документов на бумажном носителе, подписанный собственноручно Министром или лицом, его замещающим, или в виде электронных документов (за исключением случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну), подписанных этими должностными лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписью. В Правительство Российской Федерации также представляются копии подготовленных материалов в электронной форме.