Раздел 2. Сведения о численности обучающихся, занимающихся и педагогических работников

Раздел 2. Сведения о численности обучающихся, занимающихся

и педагогических работников

47. Раздел заполняется за период с 01.04.2018 по 31.03.2019. Организация, находящаяся на капитальном ремонте или деятельность которой приостановлена (в подразделе 1.1 по строке 15 указан код 2 или код 3), но работавшая в течение какого-либо времени в отчетный период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, заполняет раздел 2 формы за время ее работы в указанный период. В случае отсутствия за указанный период обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, занимающихся по дополнительным занятиям, которые не являются образовательными программами, педагогических работников, в разделе по соответствующим строкам проставляется ноль.

Обращаем внимание, что в строках 01 - 11 и 14 речь идет исключительно о реализации дополнительных общеобразовательных программ. К дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

При реализации дополнительных общеобразовательных программ в обязательном порядке требуется наличие у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых. Реализация дополнительных занятий (строка 12), которые не являются образовательными программами, может осуществляться независимо от наличия лицензии.

В случае отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности (в подразделе 1.2.1 в графе 3 указан код 2) строки 01 - 11 и 14 должны быть не заполнены.

В случае отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых (в подразделе 1.2.2 по строке 01 в графе 3 указан код 2) строки 01 - 11 и 14 должны быть не заполнены.

В случае, если действие лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых приостановлено полностью или прекращено (в подразделе 1.2.2 по строке 01 в графе 4 указан код 2 или 3) строки 01 - 11 и 14 не заполняются при условии, что приостановка или прекращение действия лицензии произошло до 1 апреля 2018 года.

48. По строке 01 в графе 3 приводится численность детей (лиц, не достигших возраста восемнадцати лет), обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, независимо от продолжительности их обучения, путем суммирования численности за период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Сведения о ребенке, обучавшемся в течение нескольких временных периодов, показываются только один раз (например, если ребенок обучался в период с апреля по май 2018 года, с продолжением обучения в сентябре - декабре 2018 года и в январе - марте 2019 года).

В графе 4 из общей численности обучающихся (из графы 3) выделяются дети с ограниченными возможностями здоровья, в графе 5 - дети-инвалиды (без учета лиц, указанных в графе 4). Дети с ограниченными возможностями здоровья, одновременно имеющие инвалидность, учитываются в графе 4.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут являться или не являться инвалидами. Обращаем внимание, что в численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует включать только тех обучающихся, которые имеют соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Инвалид - физическое лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Графа 3 больше или равна сумме граф 4 и 5 по строкам 01 - 04.

Из суммы граф 4 и 5 в графе 6 выделяется численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся по адаптированным образовательным программам, а в графе 7 показывается численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучение которых организовано в отдельных группах (специальных (коррекционных) группах)/объединениях для лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, созданных с целью обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

По графе 7 строка 01 заполняется в том случае, если в подразделе 1.1 по строке 13 указан код 1 (отдельная организация, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам) или код 2 (организация, имеющая в своем составе отдельные группы/объединения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, созданные с целью обучения по дополнительным общеобразовательным программам).

Если заполнена графа 4 и (или) графа 5 и не заполнена графа 7 по строке 01, то в подразделе 1.1 по строке 13 должен быть указан код 3 (организация, не имеющая в своем составе отдельные группы/объединения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, но осуществляющая их обучение по дополнительным общеобразовательным программам).

Сумма граф 4 и 5 больше или равна графе 6 по строкам 01 - 04.

Сумма граф 4 и 5 больше или равна графе 7 по строке 01.

Если в подразделе 1.1 по строке 13 стоит код 4 (организация не осуществляет обучение по дополнительным общеобразовательным программам лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью), то графы 4 - 7 должны быть не заполнены.

49. Из строки 01 по строкам 02, 03, 04 численность обучающихся распределяется по программам. Если один и тот же ребенок обучался по нескольким программам в одной организации, то сведения о нем показываются следующим образом: по строке 01 один раз, а затем по каждой программе, по которой обучался ребенок. Ребенок, обучавшийся в одной организации в двух или более группах, относящихся к одному направлению дополнительных общеобразовательных программ, учитывается один раз по данному направлению.

Строка 01 меньше или равна сумме строк 02, 03, 04.

Дополнительные общеразвивающие программы <1> (строка 02) реализуются в целях создания базовых основ образованности и решения задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе; удовлетворения познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области; оптимального развития личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося в условиях специально организованной образовательной деятельности; накопления учащимися социального опыта и обогащения навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (строка 03) реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам установлены федеральные государственные требования, утвержденные приказами Министерства культуры Российской Федерации. Они являются обязательными при реализации данных программ (приведены в приложении к указаниям к форме). Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998 "Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств".

Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (строка 04) направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки (п. 3 пп. 2 ст. 84 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, к срокам обучения по этим программам установлены федеральные государственные требования, утвержденные Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2013 N 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам".

Для распределения обучающихся по видам дополнительных общеобразовательных программ (строки 02 - 04) обращаем внимание на различие между предпрофессиональными программами и общеразвивающими программами:

дополнительные предпрофессиональные программы направлены на обеспечение преемственности с профессиональными образовательными программами для подготовки профессионалов в соответствующей области: предпрофессиональные программы в области искусств - с образовательными программами среднего профессионального и высшего образования в области искусств; предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта - с образовательными программами среднего профессионального и высшего образования в области физической культуры и спорта;

общеразвивающие программы не преследуют такой цели, а направлены на общее развитие обучающихся как в целом, так и их определенных способностей.

50. По строкам 05 - 10 численность обучающихся (строка 01 графы 3) распределяется по направленностям дополнительных общеобразовательных программ. Если один и тот же ребенок обучался по нескольким направленностям дополнительных общеобразовательных программ в одной организации, то сведения о нем показываются по каждой направленности, по которой обучался ребенок.

Строка 01 меньше или равна сумме строк 05, 06, 07, 08, 09, 10.

Программы технической направленности <1> (строка 05) ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Научно-техническая направленность включает следующие группы программ: конструирование и моделирование, технический дизайн и художественное проектирование, техническое искусство фотографии, кино и телевидения, техника звука, инженерная графика, электроника, радиотехника, электротехника, робототехника, светотехника, информационные технологии; школы юного автомобилиста и юного спасателя и другое.

Программы естественнонаучной направленности <1> (строка 06) ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, геоботанике, химии, способствуют формированию интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин: астрономия, геология, экология, биология, медицина, математика, химия, физика, география, прикладные программы: охрана природы, растениеводство, агробиология, мониторинг окружающей среды и другое.

Программы физкультурно-спортивной направленности (общеразвивающие программы и предпрофессиональные программы) <1> (строка 07) ориентированы на физическое совершенствование обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни; воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (спортивная акробатика, бадминтон, гандбол, художественная гимнастика, плавание, хоккей, футбол, шашки, фехтование, различные виды борьбы и другие виды спорта), общая физическая подготовка и лечебная физкультура (фитнес-аэробика, йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и другое).

Строка 07 больше или равна строке 04.

Программы художественной направленности (общеразвивающие программы и предпрофессиональные программы) <1> (строка 08) ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности, получение учащимися основ будущего профессионального образования. Целью данного направления является раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка. Художественная направленность включает следующие группы программ: музыкальное искусство (фортепиано, струнные, духовые и ударные, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, музыкальный фольклор); изобразительное искусство (живопись, акварельная живопись, декоративно-прикладное творчество, дизайн), хореографическое искусство (хореографическое творчество, искусство балета), эстрадно-джазовое творчество, театральное искусство, цирковое искусство, архитектурное искусство, художественное слово, литературное творчество, кино-фото-видео искусства и другое.

Строка 08 больше или равна строке 03.

Программы туристско-краеведческой направленности <1> (строка 09) ориентированы на познание истории родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития обучающихся. Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ: спортивный и оздоровительный туризм (пеший, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный и другой), научно-исследовательская деятельность и разнонаправленное краеведение (экология, геология, этнография, родословие, летопись родного края, военная история, поиск, школьные музеи и так далее), экспедиционный туризм, альпинизм, музейное дело, спортивное ориентирование, деятельность военно-патриотических формирований, авторская (бардовская) песня и другое.

Программы социально-педагогической направленности <1> (строка 10) ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Образовательные программы данной направленности включают следующее: социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и другое; коррекция и социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия; основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехника и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка, подготовка к ЕГЭ, изучение иностранного языка и другое.

--------------------------------

<1> Значение понятия приведено исключительно для целей заполнения данной формы.

51. В строке 11 приводится численность лиц в возрасте 18 лет и старше, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, независимо от продолжительности их обучения, путем суммирования численности за период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года. Сведения о лице, обучавшемся в течение нескольких временных периодов, показываются только один раз (например, если человек обучался в период с апреля по май 2018 года, с продолжением обучения в сентябре - декабре 2018 года и в январе - марте 2019 года).

52. В строке 12 показывается численность лиц (независимо от возраста), охваченных дополнительными занятиями (в кружках, секциях, студиях, на факультативах и тому подобное), которые не являются дополнительной общеобразовательной программой, разработанной и утвержденной организацией в установленном порядке. Обращаем внимание, что реализация дополнительных общеобразовательных программ в обязательном порядке требует наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых. Реализация дополнительных занятий, которые не являются образовательными программами, может осуществляться независимо от наличия лицензии. Сведения о лице, охваченном дополнительными занятиями в течение нескольких временных периодов, показываются только один раз (например, если человек обучался в период с апреля по май 2018 года, с продолжением обучения в сентябре - декабре 2018 года и в январе - марте 2019 года).

53. В строке 13 приводятся данные о среднесписочной численности педагогических работников за отчетный период (01.04.2018 по 31.03.2019). В категорию педагогических работников входит численность работников, основной функцией которых является проведение воспитательной и образовательной работы с детьми: к ним относятся учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, тренеры-преподаватели, педагоги-психологи, музыкальный руководитель, социальные педагоги, методисты, инструкторы-методисты, инструкторы по физической культуре, другие педагогические работники.

54. По строке 14 из строки 13 выделяются педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Строка 14 меньше или равна строки 13.

Строки 13 и 14 заполняются с одним десятичным знаком.

Среднесписочная численность педагогических работников за отчетный период определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за 12 месяцев и деления полученной суммы на 12. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

При определении среднесписочной численности работников необходимо учитывать следующее.

В среднесписочную численность не включаются следующие работники списочного состава:

- женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;

- работники, обучающиеся в образовательных организациях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные организации, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Работники, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, включая инвалидов, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы.

Лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя, учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.