Целью обеспечения экологической безопасности является формирование условий снижения негативного воздействия на окружающую среду от промышленной деятельности объектов угольной промышленности.
Угольная промышленность входит в первую десятку отраслей промышленности, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Это воздействие проявляется в заборе воды из природных источников, сбросе загрязненных сточных вод в водные объекты, выбросе вредных веществ в атмосферу, изъятии из землепользования и нарушении земель, образовании и размещении отходов производства во внешних породных отвалах.
Техногенная нагрузка угольной промышленности на окружающую среду в настоящее время весьма существенна и будет увеличиваться в связи с ростом объемов добычи и обогащения угля. В то же время масштабы применения и эффективность природоохранных мероприятий не компенсируют в полной мере растущее негативное воздействие на окружающую среду и не обеспечивают на большинстве предприятий достижение действующих нормативных требований по охране окружающей среды.
Проблема обеспечения экологической безопасности в угольной промышленности и сохранения благоприятной окружающей среды в районах размещения объектов угольной промышленности является сложной, требует разработки и реализации целого комплекса мероприятий. Эти мероприятия охватывают следующие 4 направления:
совершенствование нормативно-правовой и нормативно-методической базы охраны окружающей среды;
проведение организационно-технических мероприятий по повышению эффективности природоохранной деятельности;
научно-техническое обеспечение;
выполнение технологических и технических мероприятий.
В соответствии с разрабатываемой программой по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды планируется:
предоставление налоговых льгот и льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду при проектировании и строительстве природоохранных объектов, приобретении природоохранного оборудования и систем экологического контроля;
переход на систему нормирования выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов производства по технологическим показателям на основе наилучших доступных технологий;
освобождение предприятий от платы за негативное воздействие на окружающую среду на период проектирования и внедрения наилучших доступных технологий;
корректировка устаревших и разработка новых отраслевых нормативно-методических документов.
Организационно-технические мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности включают:
обследование с периодичностью 3 - 5 лет природоохранных объектов с оценкой технического состояния, эффективности и разработкой предложений по улучшению их работы;
повышение квалификации обслуживающего персонала природоохранных объектов с периодичностью не более 5 лет;
проведение ежегодных научно-практических семинаров для руководителей и специалистов экологических служб предприятий на базе научных центров.
Научно-технические разработки охватывают следующие направления:
очистка кислых и железосодержащих шахтных вод, очистка минерализованных шахтных вод, очистка шахтных вод сложного химического состава;
повышение эффективности работы широко применяемых в отрасли типов очистных сооружений;
дегазация угольных пластов до начала их разработки и в процессе ведения горных работ с последующим использованием метана;
извлечение метана из вентиляционной струи газовых шахт;
очистка дымовых газов котельных от газообразных загрязняющих веществ;
снижение выделения в атмосферу загрязняющих веществ при массовых взрывах на разрезах;
предупреждение самовозгорания и тушение породных отвалов;
технологии формирования пожаробезопасных породных отвалов;
микробиологический способ рекультивации нарушенных земель;
способы и технологии переработки отходов добычи и обогащения угля в товарные продукты;
инвентаризация бесхозных отвалов и нарушенных земель, создание программ их рекультивации и дальнейшего использования.
Технологические и технические мероприятия включают следующие направления:
внедрение экологически чистых, безотходных и малоотходных технологий и оборудования;
экологизация широко применяемых технологий и технологических процессов горного производства в направлении снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ, землеемкости горных работ, образования отходов производства;
расширение области применения перспективных и внедрение новых эффективных природоохранных технологий и оборудования.
Первый этап реализации подпрограммы будет характеризоваться принятием законодательных и иных нормативных правовых актов.
Разрабатываются национальные стандарты в угольной промышленности, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов, а также других нормативных правовых актов и нормативных документов в области экологической безопасности, в том числе их регулярный пересмотр для актуализации содержащихся в них требований и гармонизации с законодательством стран Европейского союза.
Второй этап осуществления подпрограммы предусматривает реализацию инновационных проектов на базе российских научно-технических разработок. Предполагается продолжение работ по совершенствованию нормативных требований в области экологической безопасности.
Третий этап реализации подпрограммы предусматривает достижение мирового уровня в области промышленной и экологической безопасности.
Одной из важнейших составляющих выполнения указанной подпрограммы является комплекс экологических и природоохранных мероприятий, которые проводятся в рамках реструктуризации угольной промышленности, финансируются из федерального бюджета и включают следующие направления:
инвентаризация и рекультивация породных отвалов шахт, разрезов и обогатительных фабрик, а также нарушенных и отработанных земель прошлого экологического ущерба;
тушение породных отвалов и техногенных подземных пожаров на горных отводах ликвидированных шахт, которые загорелись в период ликвидации после утверждения проектов ликвидации;
мониторинг экологических последствий;
реконструкция и модификация неэффективно работающих очистных сооружений сточных вод и газоочистных установок для достижения нормативных требований;
внедрение наилучших доступных технологий в области охраны окружающей среды.
Реализация подпрограммы предусматривает достижение к 2030 году уровня развитых стран в обеспечении промышленной, экологической безопасности и отказа от потенциально опасных технологий добычи угля.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе и включены в государственные программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы", "Энергоэффективность и развитие энергетики".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей