Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026). Указанным приказом утверждены, в том числе примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий "B" и "M" (приложения N 2 и N 10) и подкатегории "A1" (приложение N 11) (далее - примерные программы). На основе примерных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают соответствующие образовательные программы.
Организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "B" и "M" и подкатегории "A1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - методические рекомендации), могут быть использованы организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в целях дополнения образовательных программ с учетом специфики обучающихся.
При создании условий к кадровому обеспечению образовательных программ необходимо учитывать, что квалификация педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). В настоящий момент характеристика обобщенных трудовых функций должностей педагогических работников преподавателя и мастера производственного обучения содержится соответственно в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н) и "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (утвержден приказом Минтруда России от 28 сентября 2018 г. N 603н).
При определении требований к организационно-педагогическим и информационно-методическим условиям рекомендуется учитывать особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху рекомендуется предусмотреть дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной, а также надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.
Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, рекомендуется предусмотреть возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения и другие помещения, находящиеся на территории образовательной организации.
В случае обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием тренажера, на котором будет производиться отработка первичных навыков управления транспортным средством, тренажер оборудуется специализированными устройствами звукоусиления или FM-системами (для лиц с нарушением работы слухового аппарата) и дополнительными органами управления (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
В базовом цикле программ профессиональной подготовки водителей категорий "B", "M" и подкатегории "A1", разработанных для лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно при изучении учебного предмета "Основы законодательства в сфере дорожного движения" предусмотреть следующее:
в пункте 3.1.1.1 "Законодательство в сфере дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Задачи и принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", "Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних граждан за нарушение законодательства в сфере дорожного движения", "Актуальные изменения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, касающиеся прав несовершеннолетних граждан, достигших шестнадцатилетнего и семнадцатилетнего возраста на управление транспортными средствами категории "M", "B" и подкатегории "A1", "Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних за нарушение несовершеннолетними гражданами законодательства в сфере дорожного движения";
пункт 3.1.1.2. "Правила дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Транспортное средство как источник повышенного риска" и "Основная опасность нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними участниками дорожного движения".
Учебные предметы базового цикла дополнить учебным предметом "История развития транспортной отрасли" (пример приводится в Таблице 1).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей